Историческая справка, собранная Белым Константином Вячеславовичем - руководителем Кубанской Банной Ассоциации, по рассказам его дедов.
Казачья культура неразрывно связана с традицией поддержания здоровья и соблюдения здорового образа жизни, да и как иначе. Именно потому слава казаков прошла через века, что казаки обладали многими навыками боевого искусства, мастерства в мирной работе, умели восстанавливать свои силы, лечились и поддерживали работоспособность до глубокой старости. Многие историки восхищались подвигами казаков, говорили о том, что они с малыми потерями выходили из любых битв, отмечали их силу и выносливость. Понятное дело без грамотной подготовки, без культуры оздоровления и здорового образа жизни ничего бы этого не было.
Каждый казак с малого детства был приспособлен к любым трудностям и знал методы выживания, среди казаков было много лекарей, травников, все трудности службы и казачьего быта они могли преодолевать благодаря стройной системе тренировок, методов снятия усталости, очистки и оздоровления. Большую помощь в этом казакам оказывала баня, именно казачья баня. Как такового названия бани у нее не было, хотя слово «баниться» было, и оно означало мыться, очищаться.
На самом деле, что же такое казачья баня, какие ее корни? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.
Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.
Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам.
Так, используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «тэплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки (бывали и такие) не всегда имели малую хату.
Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания к Велыкой хате, малой хаты, далее шли кладовка, скотный сарай, конюшня.
Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и имело проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя в случае нападения врагов выйти по наиболее безопасному выходу. Строения строили или в ряд по границе подворья, но тогда без окон со стороны улицы, или перпендикулярно к улице. Подворье, кроме явных дверей имело еще и тайные выходы, чаще из конюшни, позволяя безопасно выйти самому и вывести коня. Строения делали из различных материалов. В основном это были саманные, турлучные, глинобитные строения. Богатые казаки могли позволить построить деревянную Велыкую хату, или даже кирпичную. Богатство казаков было в их сыновьях, поскольку наделы земли давались с учетом количества душ мужского пола.
Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Такая печь есть в Атамани.
Историки с точностью воссоздали ее – где, сзади печи, была закладка камня, закрываемая деревянной заслонкой.
За печью и располагался «Теплый угол» - как мы сейчас говорим – баня. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения использовали «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой. К сожалению, в Атамани печь установлена под открытым небом и понять ее назначение может только сведущий человек, для остальных банная культура казаков остается закрытой. Почему, многие считают, что бань у казаков не было и мылись они в самих печах.
Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли - доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто - от того, что «дол» – означало «низ».
Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья, и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.
Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.
Быт казаков был тяжелый, да еще привязанность к военной службе требовали от казака физической подготовки, которая высоко ценилась в казацкой среде. Как оценивали современники, казачью подготовку: казаки были всегда в списке элитных воск; казачьи заставы были самыми передовыми форпостами империи; казачьи пластуны славились своей подготовкой в качестве военных разведчиков; из самых трудных и ответственных боев казаки выходили с наименьшими потерями. В быту это были умелые и крестьяне, и ремесленники, расчетливо ведущие хозяйство и выживающие в самых экстремальных условиях. В чем секрет такой подготовки? Конечно, прежде всего, в качественной тренировке как военной, так и физической и конечно в поддержке здоровья. Хорошей традицией у казаков была перед ответственной битвой хорошо помыться и надеть чистое белье. После тяжелого труда и военного похода очищение и омовение, было обязательной ежедневной процедурой. Казаки тщательно следили за содержанием лошадей, формы, оружия, великолепно разбирались в системах поддержания здоровья и методах оздоровления.
Как уже говорилось, что термин «баня» начал использоваться сравнительно недавно. Данное слово было созвучно малороссийскому слову «баниться», что означало мыться, очищаться. Казаки были еще умелыми знахарями и врачевателями способными использовать природные методы по восстановлению сил и здоровья после тяжелой работы, и тягот военной службы. С помощью банных процедур восстанавливали здоровье, гнали хворь и ломоту. Правили суставы, лечили растяжения, ушибы. В периоды постов баня помогала легко переносить воздержание в питании, из-за чего оздоровление организма шло более полноценно.
Для мытья чаще использовалось обмывание тела горячей водой с предварительным его распариванием. Парились паровыми процедурами по причине того, что нагреть воду для омовения легче и проще распарить тело, чем нагреть воду для ванных процедур.
Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений, но с начала 20 века в Русской царской армии стали создаваться передвижные бани, оборудованные стационарно на лафетах и на базе грузовых автомобилей.
Современные исследования дают выводы, что баня при регулярном ее применении не менее раза в неделю оказывает еще профилактическое действие против таких болезней как простудные, сердечно сосудистые, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, аллергические, кожные и многие другие. У людей, регулярно пользующихся баней, укрепляется иммунитет. Наверно поэтому казаки высоко ценили баню. Принятая баня после тяжелого и напряженного дня приводит сначала к полному расслаблению организма, а затем полностью восстанавливает все жизненные силы. Улучшаются умственные возможности, мышцы освобождаются от тяжести, кишечник нормализует работу, проходят спазмы, восстанавливается тонус. В бане человек способен войти в состояние медитации и транса что говорит о том, что обстановка и душевное состояние человека вступают в резонанс и наступает полная гармония с природой. Омовение, оздоровление, лечение, очищение, релаксация, восстановление – это составляющие общего процесса гармонизации и сохранения цельности человеческого организма во всех отношениях, и все это относится к воздействию бани на человека.
Банное искусство - это опыт, знания, традиции предков, где дело врачевания и сохранения здоровья, жизни человека природными средствами, которые исторически складывались долгие годы в мастерство и умение банного мастера, банщика, массажиста-парильщика и банного реабилитолога, которые на сегодняшний день мы открываем для себя по-новому. Казачья баня выполняла все эти функции, в ней казаки мылись, выполняли бытовые работы в виде стирки, сушки трав, приготовления отваров, починки одежды и снаряжения и т.д. Но кроме этого в бане знахарничали, рожали, зачинали, костоправили, делали припарки, примочки, проминали (массажировали). Всеми этими приемами владело основное большинство казаков, это было обязательным и само собой разумеющимся в каждой семье, за исключением разве - знахарство, костоправство и ведание трав было не каждому дано.