В начале войны Красная Армия потеряла просто чудовищное количество танков, как подбитыми и сгоревшими, так и оставленными без топлива и с различными поломками.
Начали искать варианты создания танка мобилизационного периода, наиболее подходящим посчитали плавающий танк Т-40, он был переконструирован и получил новое наименование Т-60, осенью 1941 г. ГАЗ начал массовый выпуск легких танков.
Несмотря на то, что новая 20-мм автоматическая танковая пушка ШВАК, по результатам испытаний оказалась чуть мощнее пулемета ДШК, ставить новый легкий танк стали именно ее. Дело в том, что имелись сложности с выпуском ДШК.
Хотя и велись работы по более мощному вооружению, по установке в башню Т-60 45-мм танковой пушки, а КБ завода № 92 разработало 37-мм пушку ЗИС-19, которую даже испытали в башне Т-60. Быстрого результата не было.
Да и не сильно нужна была 45-мм пушка для танка разведки и поддержки пехоты.
Поскольку у Т-40 броня могла держать только от винтовочных пуль, у Т-60 и Т-30 толщину брони увеличили до 20 мм в лобовой проекции и 15 мм по бортам. Теоретически броня должна была выдерживать огонь крупнокалиберных пулеметов.
Немцы могли подбить Т-60 не только из 37-мм 3.7 cm Pak и 50-мм Pak 38 противотанковой пушки, но и из противотанкового ружья Pz.B. 39.
Часто против легких танков применяли 20-мм зенитные автоматы Flak 30 и Flak 38.
13 ноября 1941 г. вышло постановление ГКО № 893 "Об увеличении выпуска танков Т-60 на ГАЗе имени Молотова". Уже к 25 декабря должно было производиться до 30 танков в сутки. Сталин в готовый текст документа внес исправления: «с утолщённой бронёй (до 35 мм лобовая часть и передняя часть башни)».
Заводское КБ уже работало с начала ноября по теме усиления брони Т-60. На танк установили экраны с 10 мм броней, которые защищали башню по периметру, а также лобовой лист корпуса, рубку водителя и нижний кормовой лист.
Танк с экранировкой был рекомендован к серийному выпуску.
Также велись работы по утолщению брони, в проекте были сделаны упрощения, которые вводились в конструкцию ГАЗовских танков со второй половины ноября 1941 г. Для Т-60 разработали литое ведущее колесо без крепления венца на болтах, ленивец без обрезинивания. Для улучшения защиты башни с фронта, убрали воздухоприток на башенный люк, хотя этот проект остался опытным, некоторые его элементы в измененном виде позже внедрили на других заводах.
16 ноября прошло совещание с участием представителей ГАЗ и ГАБТУ КА, по его итогам решили увеличить толщину лобовых листов до 35 мм, рубку механика-водителя, башню и корму защитить 25 мм броней.
Но за 1941 г. ГАЗ получил всего 47 экранированных корпусов и башен, потому что освоить производство таких корпусов смог только Муромский паровозостроительный завод имени Дзержинского № 176.
Чтобы придать дополнительное ускорение работам, на самом верху постановление ГКО установило, что с 15 января 1941 г. выпускать Т-60 с экранировкой лобовой части в 35 мм, а с 15 февраля с 35 мм лобовой броней.
5 января по заводам разослали письмо наркома среднего машиностроения Малышева, которое подтвердило установленные сроки. 12 января 1942 г. прошло совещание руководства ГАЗа и начальника 1-го отдела бронетанкового отдела КА военинженера 1-го ранга И. Павлова. Экранировку окончательно утвердили, а документацию разослали по заводам.
Лучше всего справлялся с экранировкой корпусов Т-60 завод № 176, за январь предприятие выпустило 113 комплектов экранированных корпусов и башен, в феврале сдали еще 125 штук.
Выксунский завод № 177 дробильно-размольного оборудования ни одного экранированного корпуса не изготовил за январь 1942 г. Удалось только утолщить детали с 13 мм до 15 мм. В феврале ситуация не изменилась.
Кулебакский 178-й металлургический завод имени Кирова столкнулся с производственными проблемами. Помимо корпусов для Т-60, он должен был выпускать литые носовые балки и башни для Т-34, а также изготавливать бронеспинки для ЛаГГ-3 и лобовые бронелисты для аэросаней НКЛ-26. Первые экранированные корпуса Т-60 были приняты только в начале февраля.
Помимо выпуска корпусов завод № 178 прорабатывал вопрос изготовления литой башни для Т-60 с толщиной стенок 28 - 30 мм. В серию она не пошла.
В апреле 1942 г. завод № 178 также прорабатывал вопрос изготовления литого люка механика-водителя с максимальной толщиной 36 - 39 мм. На испытаниях обстрелом люк раскалывался. Завод тем не менее изготовил пробную партию таких люков, которых хватало на 15 - 20 танков.
С января 1942 г. корпуса и башни Т-60 стал выпускать сам ГАЗ, в цеху МСЦ-8 новокузовного корпуса.
Основными поставщиками металла назначили завод № 112 "Красное Сормово" и Кузнецкий металлургический завод (г. Сталинск сейчас Новокузнецк). Но вместо 150 корпусов в январе, ГАЗ изготовил только 50. Из-за срыва поставок металла и низкого качества стали. Особенно плохо шли поставки с завода № 112. За 18 дней февраля удалось сдать 42 корпуса вместо 325.
3 января ГАЗ собрал первый корпус Т-60 с экранировкой (всего за январь - 7 штук), а 29 числа выпустил первый корпус с утолщенной броней.
С 2 февраля 1942 г. выпуск корпусов и башен Т-60 начался на Саратовском вагоноремонтном заводе № 180, куда частично эвакуировали Ижорский завод.
Предприятие сразу начало выпуск корпуса и башни с утолщенной броней, в феврале было выпущено 50 комплектов. Причем использовались остатки брони зарезервированные для Т-50. Кормовой лист, днище и лобовые детали стали толще на 2 - 5 мм.
Неприятным было то, что 68 % бронекорпусов завода № 180 оказалось с трещинами. Такой же брак был у продукции завода № 177.
Экранированные и утолщенные корпуса танков Т-60 стали выдерживать обстрел из крупнокалиберных пулеметов со всех дистанций, снизились шансы поражения танка из противотанковых ружей. 37-мм пушка могла подбить Т-60 только с дистанции до 650 мм. 20-мм автомат танка Pz.II уже не пробивал броню легкого танка.
К марту 1942 г. ГАЗ имел 5 заводов-смежников, по выпуску Т-60. Но КБ ГАЗа имени Молотова само себе подложило свинью, был разработан Т-70 и 6 марта он был принят на вооружение Красной Армии. В марте должны были быть построены 20 таких танков. Заводы-смежники, кроме 180-го завода, с апреля должны были изготавливать корпуса и башни Т-70. Дни Т-60 на ГАЗе были сочтены.
Несмотря, что Т-60 снимался с производства, его продолжали модернизировать, к февралю вернулась значительная часть оборудования, которое убрали когда упрощали танк.
"Весенники" танки получили модернизированную выхлопную систему с установкой глушителя как у Т-70. Также последние Т-60 получили штампованные опорные катки.
Всего за 8 месяцев ГАЗ имени Молотова изготовил 2 913 Т-60 или половину общего объема выпуска машин.
Из Коломны в Киров эвакуировали корпусное производство Т-30, в мае 1942 г. предприятие получило номер № 38 имени Куйбышева НКТП. Директором завода стал Е. Рубинчик, потом его сменил К. Яковлев, ранее бывший главным инженером. На новом месте организовали КБ, которое возглавил Щукин.
Быстро выяснилось, что завод № 38 может выпускать танки Т-60, на январь 1942 г. он получил план выпуска в 200 машин. Первый танк изготовили в Кирове к 10 января 1942 г. Полностью укомплектованный Т-60 стоил 75 тыс. рублей.
Но подготовка к выпуску танков затянулась, к началу февраля не был закончен пролет сборочного цеха, компрессорная электростанция и мартеновская печь. Часть цехов в эксплуатацию не пустили. К тому же часть оборудования уехала вместо Кирова в Свердловск, Молотов и Казань. Пришлось его возвращать.
Подвели и смежники ГАЗ прислал небольшое число моторов, литых и штампованных деталей.
К 1 февраля 1942 г. на заводе № 38 имелось 50 моторов, из них 30 были не укомплектованы электрооборудованием. Не хватало радиаторов и других деталей.
Вместо 200 танков по плану сдали только 4, причем не Т-60, а Т-30 из существующего задела по корпусам.
ГАБТУ снизило объем заказа на февраль до 75 машин. Завод № 38 смог даже сдать на один танк больше. С февраля основной продукцией завода стали танки Т-60, имелись и изготовленные Т-30 (около десятка). Всего в Кирове выпустили 49 Т-30.
Кировские Т-60 конструктивно повторяли горьковские танки. Различались они только опорными катками, в Горьком ставили штампованные катки, а в Кирове - литые со Сталинградского тракторного завода.
Завод № 38 должен был выпускать танк Т-70, за март выпустили 5 корпусов нового танка, а также было отлито 2 башни. Поскольку заводу не хватало электроэнергии для электропечи, в серию пошли сварные башни Т-70. Параллельно шел выпуск Т-60.
В марте удалось сдать 160 танков, на 10 машин превзойдя план. В апреле в Кирове сдали 163 машины. Уже в мае начался выпуск Т-70, производство Т-60 упало до 109. В это время кировские и горьковские машины получили модернизированную выхлопную систему с глушителями от Т-70.
Всего в Кирове с января по июнь 1942 г. сварили 567 комплектов, из которых сделали 524 Т-60 и около 10 шасси под установку М-8.
Спасибо за прочтение.
Источник: Т-60 тяжелого периода.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***