Найти тему
Vixerunt

"Марвел" и "Дисней" сражаются за спасение своих классических персонажей в суде

Marvel ведет грандиозную юридическую битву за то, кому принадлежат их классические персонажи. Поскольку срок действия авторских прав истекает, такие культовые персонажи, как Железный человек и Халк, по-видимому, становятся достоянием общественности.

Наследники четырех соавторов – плюс живой брат самого Стэна Ли – требуют своей справедливой доли от Disney, которой принадлежит Marvel Entertainment. В итоге, «Мышиный дом» обратился к команде Мстителей… ну, на самом деле, к юристам… чтобы подать на них в суд.

Фото: Marvel Studios / Walt Disney Studios Motion Pictures / MovieStillsDB
Фото: Marvel Studios / Walt Disney Studios Motion Pictures / MovieStillsDB

На карту поставлен полный контроль над множеством любимых комиксов, не говоря уже о многомиллиардной индустрии, связанной с ними.

Эти персонажи Marvel могут стать немного менее удивительными

Фото: Marvel Studios / MovieStillsDB)
Фото: Marvel Studios / MovieStillsDB)

Как стало известно, срок действия авторских прав на таких персонажей, как Человек-паук, скоро истечет. По данным «Нью-Йорк таймс», Marvel / Disney получили известие о том, что весной назревает судебная буря.

В августе наследники Стива Дитко подали зловещее «уведомление о прекращении действия» в отношении прав. Покойный художник и писатель вместе с Ли создал Человека-паука еще в 1962 году. Сообщается, что дружелюбный паучок переедет к наследникам Дитко в 2023 году .

Ранее в этом году Лоуренс «Ларри» Либер прислал собственное уведомление. Он был одним из создателей Тора в 1960-х, среди других икон Marvel. Тем не менее, он также известен как младший брат главного босса Стэна Ли, который скончался в 2018 году.

Эндшпиль в суде?

Создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер позируют перед эскизами своего творения. Пара отказалась от своих прав на авторские гонорары по 65 долларов за штуку в 1938 году. Фото: Bettmann / Contributor
Создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер позируют перед эскизами своего творения. Пара отказалась от своих прав на авторские гонорары по 65 долларов за штуку в 1938 году. Фото: Bettmann / Contributor

Считается, что права должны перейти к Либеру и Ко, как только истекут существующие сроки действия авторских прав. Но убийственный вопрос определяет результат: были ли эти художники сотрудниками Marvel Comics или фрилансерами?

Адвокат Дэниел Петрочелли, представляющий компанию Disney, дал интервью «Таймс». Он утверждает, что персонажи являются «произведениями, сделанными по найму и, следовательно, принадлежащими Marvel». В этих условиях Либер, Дитко и остальные действовали в соответствии с правилами внутреннего распорядка и не имеют права на творческий контроль. Юрист по интеллектуальной собственности Марк Тоберофф представляет права наследников. Он утверждает, что художники были «внештатными сотрудниками или независимыми подрядчиками».

Оба были ключевыми фигурами в затянувшемся деле Сигел и Шустер против DC / Warner Bros. Художники комиксов Джерри Сигел и Джозеф Шустер создали Супермена еще в 1938 году, но они – а затем и их наследники – потратили годы, пытаясь получить права. Эта последняя битва с участием еще одного титана комиксов снова ставит Петрочелли и Тобероффа лицом к лицу.

Какова правда, стоящая за творческим процессом в Marvel? Это сводится к их способу ведения дел в те времена…

Стэн Ли и метод Marvel

Издатель Marvel Comics, Стэн Ли, позирует с книгой комиксов «Человек-паук», которую он создал вместе с комиксами о «Халке» и других. Фотография из архива Washington Post. Фото: Gerald Martineau/The Washington Post via Getty Images
Издатель Marvel Comics, Стэн Ли, позирует с книгой комиксов «Человек-паук», которую он создал вместе с комиксами о «Халке» и других. Фотография из архива Washington Post. Фото: Gerald Martineau/The Washington Post via Getty Images

Компания Marvel Comics была основана издателем Мартином Гудманом в 1939 году и первоначально называлась Timely Comics.

Стэн Ли – это имя, которое больше всего ассоциируется с Marvel Comics. По мере роста бизнеса ему требовалась помощь на фронте комиксов, поэтому была разработана система. На сайте « Лидерство и наследие» Стэна Ли подробно описан знаменитый «Метод Марвела».

Рассказывается, что это включало в себя обсуждение историй Ли с художниками, которые затем приступали к работе и снабжали его материалами, конкретизирующими его оригинальные идеи. Ли, очевидно, отвечал за сюжет и диалоги. Но, как пишет Leadership & Legacy, существует некоторая двусмысленность относительно того, кто именно и что делал.

Они отмечают, что есть критика в отношении того, что, хотя «Ли занимался только диалогами, что тоже основано на чужих идеях и произведениях искусства, он получал почти все дивиденды за готовый комикс».

Комиксы Marvel и история авторских прав

Скарлетт Йоханссон в фильме «Черная вдова» (Фото: Marvel Studios / Walt Disney Studios Motion Pictures / MovieStillsDB)
Скарлетт Йоханссон в фильме «Черная вдова» (Фото: Marvel Studios / Walt Disney Studios Motion Pictures / MovieStillsDB)

Это не первая тяжба Marvel в судах. Например, в период с 2009 по 2013 год наследники Джека Кирби безуспешно боролись за возвращение различных персонажей, в том числе Халка и Людей Икс. Тоберофф также возглавлял сторону защиты. Дело почти дошло до Верховного суда.

Совсем недавно Скарлетт Йоханссон подала в суд на доходы от фильма «Черная вдова». Выпуск блокбастера постоянно откладывался из-за пандемии, прежде чем его показали в кинотеатрах и на канале Disney +. Йоханссон и ее адвокаты утверждают, что этот шаг противоречит соглашению, которое она подписала.

Кто выиграет грандиозную юридическую битву за Железного человека, Тора и других?

Крис Хемсворт в роли Тора. Фото: Marvel Studios / Paramount Pictures / MovieStillsDB)
Крис Хемсворт в роли Тора. Фото: Marvel Studios / Paramount Pictures / MovieStillsDB)

Кажется, Либеру и наследникам художников предстоит попотеть. Den of Geek пишет: «Существует очень мало прецедентов, когда студия Disney допускала, чтобы срок действия его авторских прав на важных персонажей истекал».

Даже если Marvel / Disney проиграют, они сохранят «по крайней мере часть прав персонажей». «Таймс» упоминает Закон о пересмотре авторских прав от 1976 года, на который делают ставку соавторы.

Однако существует также Закон о защите Микки Мауса, в шутку названный в честь того, что компания Disney расширила существующие авторские права на Винни-Пуха в 1998 году.

В итоге молот судьи, а не могущественного Тора, определит конечный результат.

Спасибо за чтение! Давайте делать канал вместе – подписывайтесь на нас и пишите, о чем бы Вам хотелось прочесть. Теперь мы и в Телеграм, присоединяйтесь!