Найти в Дзене

Когда стоит идти к логопеду?

Любой родитель с нетерпением ждет первых слов своего ребенка. Но в некоторых случаях получается так, что ждать приходится достаточно долго, при этом не всегда детская речь оказывается четкой и правильной. В частности, встречаются проблемы со звукопроизношением, дети коверкают слова, заменяют одни звуки другими и т.д.

Раньше было принято считать, что наличие проблем с речью до 4-5 лет – это нормальное явление, т.е. «нужно чуть-чуть подождать». Но это не совсем так, потому что вопрос о том, когда обращаться к логопеду с ребенком, всегда зависит от конкретной причины. Ниже представлен своеобразный логопедический календарь, который расскажет вам, когда и в каких случаях нужно обращаться к специалисту за квалифицированной помощью.

В каких случаях нужно идти к логопеду?

На практике мы сталкиваемся с различными речевыми нарушениями, поэтому родителям важно знать, когда вести ребенка к логопеду:

  • 1 год. Обращаться к специалисту нужно, если у ребенка отсутствует гуление и лепет, он не произносит повторяющиеся слоги («мама», «папа»). В этом случае сначала нужно обратиться к отоларингологу (чтобы исключить глухоту), невропатологу и только после этого идти к логопеду.
  • 2 года. Ребенок не говорит даже простых фраз, его словарный запас составляет менее 10 слов. Помощь нужна в том случае, если ребенок общается жестами, а не разговаривает, но вам кажется, что он все понимает.
  • 3 года. Этот возраст уже является поводом для консультации специалиста. Его помощь тем более нужна, если ребенок разговаривает заметно хуже своих сверстников, заменяет звуки, разговаривает на «своем» языке, который непонятен окружающим.
  • 4 года. Ребенок говорит невнятно, звуки нечеткие и смазанные. Он не в состоянии поддержать разговор, ответить даже на простые вопросы.
  • 5 лет. Обращаться нужно в том случае, если присутствуют речевые дефекты: гнусавость, шепелявость и т.д. Помощь нужна, если ребенок излишне смягчает звуки при произношении («масинка», «тяйник» и т.д.).
  • 6 лет. Плохое произношение даже 1-2 звуков, сама речь отрывиста (отсутствуют развернутые высказывания). Кроме того, обращаться за помощью нужно в том случае, если у ребенка есть проблемы с пересказом простого текста, он дает односложные ответы и есть проблемы с составлением истории по сюжетной картинке.
-2

Чтобы избавиться от имеющихся дефектов, важно заниматься с логопедом по составленному им плану коррекции. Родители должны внимательно относиться к своему ребенку, следить за его развитием и при наличии первых подозрений на дефекты речи сразу же обращаться за помощью. Помните о том, что чем раньше начата коррекция, тем выше вероятность того, что ребенок будет полностью подготовлен к обучению в школе.