Из чего состоит кино Айнура Аскарова? Из чего-то, едва, материального.
Из капель солнца, рассыпающихся радугой по лобовому стеклу. Из хулиганских ракурсов камеры. Из обаяния, которым неправильные лица – расцветают в фокусе операторской линзы. Из смешных домов, причудливых деревьев, разговоров — в которых мысли угадываются раньше, чем слова, и со словами, решительно, не совпадают. Из колымаг, придорожных приютов и случайных встреч. Из милых странностей каждого предмета. Из колдовской музычки. Из огненных искр в холодном звездном небе. Из поворотов сверкающей грани отношений – между мужским и женским, башкирским и русским. Между взрывным азиатским порохом, оседающим, восточной же, глубокомысленной медитацией (Алмас Амиров). И славянским медитативным спокойствием, со взрывным огоньком сумасшедшинки (Ирина Бусыгина)... А, ещё, кино Айнура Аскарова состоит из детской неразберихи (Кирилл Сысоев, Валерия Протасова, Назар Мурашев)... Из острого гротеска и предельной естественности... Из бессмертия всего и вся, включая бабушку (Фардуна Касимовна Касимова)... Из стремительности пейзажей... Из взрывающихся – фенечками, смайликами, комментами, и брызгами – кадров... И из полной свободы: изображения, сюжета, героев. (С первой секунды фильма, свободно снующих по обе стороны экрана, или за прямоугольными его рамками.)
...А, ещё, кино Айнура Аскарова состоит из беспредельного мальчишеского озорства. Озорства – перемешать всё это. Перемешать и нанизать – на дорогу, дорогу, дорогу! На любимую, вольную, кочевую дорогу. На непрерывный, чуть не на последнем, но лёгком дыхании – бег по полям, горам, и степям. Стремительный, чарующий полёт, не заканчивающегося движения.
Оно – режиссура, драматургия, киногения, и степное «наше всё» – это движение фильма. Особое отношение всего со всем. Особая кинокартины (как выразился на премьере «старший сын семьи Рахматуллиных») «полнота радости».
В которую позовёт тебя с экрана башкирский «сам-себе-режиссёр» Булат «Блэк» Рахматуллин (Габриэль Адесокан). Обернувшись камерой, проведёт через все иконки, масочки, аттракционы и эффекты. Пропетляет с тобой «туда-прямо, по кругу-и, в бок-и, снова прямо» – все 600 км по солнечному, осеннему Башкортостану. Пока не выпустит тебя и героев из экрана, в жизнь. Вернее, пока не выстрелит тобою и героями, залпом новогоднего фейерверка.
...Фильм летит, как ласточка, которая дышит, пока бьёт крылышками. Как бабочка, которая вне тепла рук, вне солнечного луча – перестаёт жить и дышать. И в этом суть ласточки, суть бабочки, суть солнечного луча, и суть кино Айнура Аскарова.
P.S.: Лирическая, но, какая-то, естественно смешная, тёплая комедия... Сходство с «Маленькой мисс Счастье», «поводом к вдохновению», по выражению режиссёра – обманчиво и поверхностно. Это не про воспарение над тяготами быта. Это про бытия невыносимую лёгкость...
Автор: Юлия ЛОМОВА-УСТЮГОВА
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!