Найти тему
Странствия поэта

Москва Есенинская, что поэт писал о столице и поменялось ли что-то в наши дни

Оглавление

Поэт Сергей Есенин и Москва неразрывно связаны друг другом. Хоть он и позиционировал себя как крестьянского поэта, в последние годы жизни всё же вёл себя как городской. Есенин написал самый провокационный на тот момент сборник «Москва кабацкая», которая включала в себя 18 стихотворений. На дворе шёл 1924 год.

В центре истории кабаки и «московские изогнутые улицы», где «озорной гуляка» будет весело шагать в цилиндре и улыбаться местной живности. Впрочем, сборник поэт начинает с весьма пессимистичного стихотворения:

Всё живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверное, был мошенник и вор.

Есенин по-прежнему любит Москву, но любит её не за многовековую историю, а за то, что именно она раскрепощает и порабощает любого, кто окунётся в её дикие нравы с головой. Возможно, он назвал сборник «Москва кабацкая», потому что видит в столице один сплошной кабак, где на каждой улице то дерутся, то плачут, то проводят масштабные демонстрации. В то время Москва и вправду казалась такой и любой авантюрист считал своим долгом поехать и испытать удачу в огромном муравейнике.

Сборник был настолько откровенный для того времени, что знаменитое стихотворение «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» было снято цензурой. А ведь без него сборник выглядит не совсем полноценным. Не забыл поэт и о лирической составляющей, а именно «Любви хулигана». Это 7 стихотворений посвящённые Августе Миклашевской, включающее знаменитое «Заметался пожар голубой…». А завершает цикл многим известное:

«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым».

Москва сегодня

Есенин понимал, что Москва далеко не такая как её описывают в книгах и журналах – он создал свою Москву. Беспощадную, циничную и хладнокровную, которая высосет из тебя все соки, а потом избавится за ненадобностью. И со времён Есенина, боюсь, мало что поменялось…

Сегодняшняя Москва поражает размахом богатства, роскоши и архитектуры. Можно сказать бок о бок здесь живёт богема и простая чернь. Всё, как и сто лет назад. Дорогие рестораны, закрытые вечеринки, шикарные особняки и отели с видом на Кремль. И каждый день в столицу приезжают молодые люди с целью покорить её. Многих она разжевывает за считанные дни, кто-то держится годами, ну а кто идёт на хитрость и старается держаться на плаву имитируя свой успех. Но факт остаётся фактом:

«Закрепляется в Москве на всю жизнь небольшой процент "понаехавших", а успеха добиваются ещё меньше…»

И сегодня пройдясь по улочкам столицы вы можете встретить доброжелательные и сытые взгляды «коренных москвичей», если будете гулять ближе к центру. Но помимо ухоженных и сияющих улиц столицы, продолжают существовать и кабаки, в которых каждый день пьют «горькую» люди, чьи мечты разбились о сияющий панцирь златоглавой. Закончим эту статью одним из самых известных стихотворений Сергея Есенина:

Да! Теперь — решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.

А что думаете вы о столице вы?

-4