Общее впечатление от фильма хорошо иллюстрирует фото ниже: надписи на стенах раскиданы по разным сценам и вопиют о том, что увиденное надо понимать не только буквально. Увы, надпись "увы" - самая говорящая.
Если вы не читали роман Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него", то вряд ли поймете кино. Сюжет (и так достаточно сложно выстроенный в книге) здесь теряется за кучей фантасмагорических сцен, которые наслаиваются друг на друга без явной связи.
Некоторые ответвления сюжета вообще приходят и уходят в никуда - например, сцены с Иваном Дорном, который в фильме выглядит как реинкарнация Юрия Богатырёва.
В целом, всë в фильме темно, страшно и очень напоминает повседневную российскую жизнь прямо сейчас. Ничего особо не изменилось с тех времен, о которых написал Сальников (советские 1980-е и российские "нулевые") - пьянство, хамство, заледенелые автобусы, городские сумасшедшие, лужи во всю дорогу, надежды на НЛО, скорее чем на медицину, неуютность и неустроенность семейного быта.
Впрочем, советские сцены глазами ребенка у Серебренникова обдают очарованием всех, кто родом оттуда, из "совка". Новогодний утренник смотрится так наивно и щемяще, будто его сняли в вашем детстве. Когда ребенок (Петров в детстве), глазами которого мы всё видим, надевает картонную новогоднюю маску, почти чувствуешь её незабываемый бумажно-елочный запах. Эффект присутствия!
Актёров в фильме много хороших и разных - одних, правда, не узнаешь в гриме, других не различаешь в темноте сцен. Мне очень понравилась Варвара Шмыкова в роли советской мамы - её образ запоминается и дышит правдой. Чулпан Хаматова очень хороша в роли маньячки. Семену Серзину в главной роли Петрова особо нечего играть.
Самая интересная часть фильма - чёрно-белая история Снегурочки. Этой истории в развернутом виде нет в романе, но когда она начинается по прошествии двух третей фильма, наконец вовлекаешься в сюжет больше, чем предыдущие 2 часа. Жаль, что история эта не закольцевалась так четко, как в романе. Опять же, без текста разобраться сложно.
Финальный побег покойника под бодрый рэпчик тоже порадовал. Такая аллегория России, которая жива, несмотря ни на что. Звучащая в фильме песня "Ноля" очень подходит "Петровым в гриппе" по настроению, хотя я, когда её слышала, вспоминала сериал Богомолова "Хороший человек" (2020), где песня уже использовалась. Трек группы "Радиопомехи" в фильме Серебренникова услышать было неожиданно и приятно, ибо земляки-вологжане.
В общем, фильм очень неровный, но атмосферу романа передает - атмосферу вечно гриппующей мрачной России. Если не боитесь окунуться в нее с головой и не устали от неё в реальности - смотрите "Петровых в гриппе"!
#ешь_читай_смотри #петровывгриппе #кириллсеребренников #чулпанхаматова #ивандорн #юрийколокольников #юлияпересильд #семенсерзин #варварашмыкова #петровывгриппеивокругнего