С 2015 года в эксплуатацию ввели систему ЭРА-ГЛОНАСС – это «тревожная кнопка», которую устанавливают в автомобили. Если автомобиль попадает в аварию или оказывается в другой сложной ситуации, водитель одним нажатием на кнопку связывается с оператором контакт-центра, который может прислать «скорую», МЧС или полицию к автомобилю.
Идея хорошая, но в России все это воспринимается со скепсисом, потому что внедряли систему несколько принудительным путем. С 2015 года кнопку обязательно нужно было размещать на всех новых моделях, которые получали одобрение типа транспортного средства, с 2016-го – на коммерческий транспорт, а с 2017-го – вообще на все автомобили, продаваемые или ввозимые в Россию.
Комплекс стоит от 30 до 70 тысяч рублей, а без него ввезти автомобиль в Россию нельзя. Единственное исключение сделали для авто с правым рулем, которые ввозят в регионы Дальнего Востока – для них периодически продлевали возможность ввоза таких авто, сейчас крайний срок – декабрь 2022 года (и то – после многочисленных жалоб и обращений от жителей ДФО).
Для всего остального транспорта ЭРА-ГЛОНАСС – обязательное оборудование. Если автомобиль собирают в России, на него должны установить комплекс с тревожной кнопкой еще на конвейере, а если ввозят из-за рубежа – то систему нужно установить в России до момента растаможки. Без наличия комплекса (включая его официальное оформление) таможня не выдаст ПТС.
Власти постоянно подчеркивали, что ЭРА-ГЛОНАСС – это очень важная и нужна система, поэтому устанавливать ее должны все. И продлилось это ровно до тех пор, пока в мире не наступил дефицит электроники.
Напомним: из-за пандемии производители чипов приостановили производство, а его перезапуск требует массу времени – один цикл производства может занимать до полугода. Из-за дефицита электроники многие автопроизводители уже вынуждены приостановить выпуск автомобилей.
Но в России решили иначе – автопроизводителям разрешили выпускать машины без такой нужной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Разрешение временное, до 30 июня 2022 года (когда чипов будет выпускаться побольше) дилеры обязаны будут установить в автомобили «тревожные кнопки».
Первым все преимущества временного порядка почувствует АвтоВАЗ – он уже начал производить модели Lada без системы вызова экстренных служб. Вероятно, разрешение собирать автомобили без этого комплекса было связано как раз с автогигантом из Тольятти – завод до этого несколько раз останавливал сборку из-за перебоев с поставками компонентов антиблокировочной системы от компании Bosch.
Теперь все, кто покупает автомобиль Lada, будут подписывать с дилером дополнительное соглашение, в котором указывается обязательство до середины 2022 года установить комплекс. Кто и за чей счет будет ставить ЭРА-ГЛОНАСС в автомобиль, неизвестно – а с учетом того, что делать это будут уже за пределами конвейера, стоимость установки вырастет.
При этом сами автомобили дешеветь не собираются – только с начала сентября все модели Lada прибавили в цене от 14 до 33 тысяч рублей, а потом отдельно подорожала и Lada Granta – на 5 тысяч. Какое это уже по счету повышение с прошлого года, сказать сложно – кажется, их было больше десяти.