Найти тему
Секреты Старого Китая

Отвечая на вопрос: где было больше развито ушу в Китае, на Севере или на Юге?

Юго-западное ушу (пров. Юннань).
Юго-западное ушу (пров. Юннань).

Часто задают вопрос:

где было больше распространено ушу, на Юге или же на Севере?

Итак, поговорим снова о народном ушу.

Для начало надо понять, что разделение Юг-Север возникло сравнительно недавно, благодаря кинематографу. В реальности, даже под этим показывали юго-восток и северо-восток, "забывая" про другие регионы. Причина такого освещения в синематографе давно известна, но об этом - позже.

Сперва хочется донести простой факт:

народное ушу во всех своих аспектах развивалось в тех регионах, где это было вызвано насущной необходимостью.

И в разные эпохи - были разные факторы, определявшие эту необходимость. Хотя обычно это деньги и безопасность.

Но сейчас наиболее объективно можно говорить о периоде, начиная с середины XIX века и до первой четверти XX века, когда массовое распространение филиалов Нанкинского Института Гошу несколько уравновесило положение по стране. Как мы уже рассказывали в предыдущей статье, конец империи Цин отмечается скачкообразным ростом народных школ. Это во многом было связано с распространением ушу беглыми участниками разгромленного Боксерского восстания. Пытаясь хоть как-то уцелеть, они расплачивались за еду и убежище крохами своих знаний. При этом надо понимать, что массовый уровень этих бойцов изначально был невысоким, однако в сравнении с простым пейзанином даже базовые навыки могли выглядеть чудесным мастерством.

Практиковали они знаменитые в то время стили, известные как Шансымэнь“上四门 shàngsìmén), тут отсылка к термину "школы у четырёх ворот" для подготовки чиновников. Список этих школ такой:

  • Хунцюань ( 红拳),
  • Мэйхуацюань (梅花拳),
  • Таньтуй (弹腿),
  • Мицзунцюань (迷踪拳).

Хунцюань представлен на видео ниже.

И тут начинается интересное. На Севере развивалось направление Хунцюань (红拳 Hóng quán), но на Юге Хунцюaнь (洪拳 Hóng quán). Написание - разное, звучание одинаково. Учитывая, что большая часть населения была неграмотна, это дает очень широкий простор для исследования...

Что интересно, хунцюань как раз не особо подвергался гонению, в отличии от мэйхуацюань, который достаточно тесно связан был с восставшими.

Мастер мэйхуацюань Чжао Сандуо (赵三多  Zhào Sānduō, 1842 - 1902) по легенде для восстания Ихэтуаней в течении трех дней собрал около двух тысяч кулачных бойцов, которые "показали кулаки" (亮拳 liàngquán),  чтобы провести демонстрацию против миссионеров, провинциальных войск и правительства, что ознаменовало начало перехода Ихэцюань к вооруженной борьбе. Но об этом подробнее будет в другой статье.
Мастер мэйхуацюань Чжао Сандуо (赵三多 Zhào Sānduō, 1842 - 1902) по легенде для восстания Ихэтуаней в течении трех дней собрал около двух тысяч кулачных бойцов, которые "показали кулаки" (亮拳 liàngquán), чтобы провести демонстрацию против миссионеров, провинциальных войск и правительства, что ознаменовало начало перехода Ихэцюань к вооруженной борьбе. Но об этом подробнее будет в другой статье.

Мастер Чжао был родом из региона, который в то время именовали "Золотым треугольником ушу". Его образовывали три провинции: Шаньси, Хэбэй и Шаньдун. Расположение этих провинций, тесная завязка к торговле, логистике и банковской сфере стимулировало там развитие структур, так или иначе связанных с боевыми искусствами. Это было настолько ярким, что нашло отражение даже в составе победителей Первых и Вторых Всекитайских испытаниях по боевым искусствам - большинство из них было как раз из этого "треугольника". Про эти испытания можно прочитать здесь, а посмотреть мэйхуацюань можно на видео ниже.

Кулачные бойцы активно участвовали в восстании секты Тяньлицзяо (天理教起义Tiānlǐjiào qǐyì) в 1813 году. Это было еще одно ответвление секты «Белого лотоса» (白莲教 Báilián jiào), известное как «Учение Багуа» (八卦教 Bāguà jiào). Эта секта была основана Лю Цзочэнем (刘佐臣 Liú Zuǒchén) из провинции Шаньдун и быстро стала популярна не только там, но и в Шаньси и Хэбэе, других частях "треугольника".

Их воззрение было плотно замешано на мистицизме багуа, они активно занимались «внутренней алхимии», что наложило особый отпечаток на практикуемые ими кулачные стили, которые после разгрома скрывались от правительства под видом.. Хунцюань (红拳 Hóng quán).

Ну и в завершении надо добавить, что во времена Тайпинского государства (太平天国 tàipíng tiānguó. 1850 - 1865) армия тайпинов практиковалась в... хунцюaнь (洪拳 (Hóng quán) с соответствующим #нэйгун, не смотря на якобы христианское воззрение, а позже отряды ихэтуаней (义和团 yìhétuán) также занимались и хунцюань (红拳 Hóng quán). Так же у них был свой элективный стиль ихэцюань (義和拳 yìhéquán), интересно, что позднее на основе его Со Досин создаст свое "Шаолиньское кэмпо".

-3

Надеюсь, этот краткий обзор дал представление того, в каком бардаке были массовые народные искусства на момент разгрома Боксерского восстания. Массовый исход "кулачных бойцов" из Шаньси, Шаньдуна, Хэбэя и Чжили с непонятными навыками, давший обильные всходы многочисленными кулачными школами, семейными и общественными, привели к такой специфической ситуации в Мире боевых искусств, что толковые люди пришли к пониманию о необходимости скорейшего реформирования #ушу, очищения его от всякого неработающего шлака, мистицизма и эзотерики. И на сцену выходит Атлетическая Ассоциация Цзинъу :

широкой публике необходимо заниматься боевыми искусствами дабы избавиться от клейма «Больного человека Восточной Азии»
Чэнь Гунчжэ (陈公哲, 1890-1961)
-4

Секрет успеха Цзинъу заключается в том, что они впервые в Китае использовали научные методы для изучения и трансформации традиционных боевых искусств. Они переняли большое количество современных эпохе западных методов, включая методы коммуникации. Но при всех плюсах комплексного формирования личности обучающегося в Ассоциации, там предлагался сущий зверинец из множества разнородных стилей (подробнее см. тут). Хотели как лучше, но получилось как всегда: пытаясь исправить бардак в среде ушу, они только усугубили ситуацию. И еще больше повлияла их экспансия, которая в первую очередь была направлена на более развитый и богатый Юг, регион, где легче было найти тех, кто был способен оплачивать занятия в Ассоциации.

Ассоциация была крайне тесно связана с не совсем легальной деятельностью закулисных кантонских бизнесменов, и в апреле 1919 года, с созданием филиала Ассоциации в Гуанчжоу был положен начало беспрецедентной ситуации в мире боевых искусств:

Дух Цзинъу пустил корни в краю Гуандуна, и имя организации хорошо известно каждой семье.

Каждый раз, когда Цзинъу открывало новый региональный филиал, местных мастеров боевых искусств приглашали выступить в руководство филиалом. Так было и в провинции Гуандун в апреле 1919. Когда было основано отделение в Гуандуне, в статье местной газеты Guangzhou Daily под названием "Встреча спортивной ассоциации Гуандун Цзинъу", было указано:

были приглашены для выступления известные мастера боевых искусств Юга,  включая таких как Хуан Фейхун и Линь Шижун

Это дало мощную поддержку развитию филиалов Ассоциации Цзинъу, которую не смогли позднее получить гошугуани Центрального Института в Нанкине, несмотря на мощную гос.поддержку и привлечение победителей Всекитайских испытаний (подробнее см. тут). Гошугуань в Гуандуне продержался всего два месяца, а филиалы Цзинъу продолжали действовать, несмотря на серьезные проблемы:

...самая серьезная проблема множества филиалов - это финансирование. Эта проблема характерна не только для провинции Гуандун: почти все регионы (включая Шанхай) имеют проблемы с финансированием. Поскольку Цзинъухуэй обучает не только боевым искусствам, но и различным видам развлечений, потребление [ресурсов] чрезвычайно велико. Помимо поддержки директоров, членских взносов, организации веселых ярмарок, сбора пожертвований на собрании и государственных субсидий, Гуандун Цзинъу, как и другие отделения, организует презентации, развлекательные ярмарки и другие мероприятия для привлечения масс и сбора пожертвований для поддержания нормальной работы и расходов.

Куан Чжэньцю в «Спортивная ассоциация Цзинъу и ее реальность в Гуанчжоу» (邝震球,«精武体育会和它在广州的实况» )указывает:

В одном только Гуандуне есть четыре филиала (Гуанчжоу, Фошань, Чжаоцин, Гуанчжоу Хэнань), а на пике популярности было десять клубов Цзинъу по всему Гуандуну.

Итак, обобщая вышесказанное, можно отметить, что разбитые повстанцы пытались укрыться подальше от тех мест, где их могли опознать. Подальше от родных краев и мест сражений, укрываясь, преподавая свои непонятные вариации кулачного искусства, во многом основанные на хунцюань. И на этот фундамент приходит Ассоциация Цзинъу, активно продвигая и развивая ушу на Юге страны. Что повлияло больше - неизвестно. но в итоге получился небывалый охват и вовлечение широких слоев населения в занятия боевыми искусствами.

У нас нет в данный момент точной статистики по занимающимся, но косвенным показателем является... отбор на Всекитайские Испытания Гошугокао (“国术国考” guóshùguókǎo ). Отбор на мероприятие состоял из нескольких этапов:

  • экзамен в уезде (县考 xiànkǎo). где отбирали от 3 до 10 человек на вышестоящий уровень. Прошедших отбор именовали «храбрецами»-чжуан-ши (壮士 zhuàngshì);
  • чжуан-ши попадали на экзамен уровня провинции или города (省(市)考 shěng (shì) kǎo), где отбирали от 10 до 40 человек на уровне провинции, а город вставлял 5-15; участников этого уровня именовали «бойцами»-у-ши (武士 wǔshì);
  • у-ши приезжали в Нанкин и попадали на предварительный экзамен, который являлся допускам к Гошугокао.
  • государственный экзамен (国考guókǎo). Цель экзамена – отбор преподавательских и студенческих кадров для Института.

Как видим, участников предполагалось собрать немало, но по факту было несколько иначе. Южные регионы прислали в Нанкин команды, по количеству претендентов на порядок превосходящие остальные регионы, по сотне участников. Но отсев дал такой расклад:

  • 11 по 19 октября 1928 на Первых Всекитайских испытаниях допустили 330 человека из 17 провинций, основные команды Шаньдун, Хэбэй, Бэйпин, Нанкин;
  • 20 по 30 октября 1933 на Вторых Всекитайских испытаниях сдали предварительный экзамен 438 человек из 20 провинций, основные команды Хубэй, Хэнань, Циндао, Чунцин, Хунань, Ханькоу, Фуцзянь, Гуйчжоу, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Пекин, Тяньцзинь, Чжэцзян, Шанхай, Цзянси и Центральный институт Гошу.

Ну а про победителей мы уже говорили не раз.

Дополнительно надо сказать про Ассамблею Гошу в Ханчжоу осенью 1929 года. В Ассамблее приняло участие 545 человек из 12 провинций и 4 крупных городов, прошедших также предварительный отбор. Однако к поединкам было допущено всего 125 человек, где победителями признали 10 человек. Юг опять проиграл Северу.

Вот такая интересная ситуация.

Обращаю внимание. что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника. Видеоматериалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.

Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!

Дм. Моисеев, СПб - 2022