О том, что мода - понятие цикличное, знают, наверное, даже те люди, которые этой модой совсем не интересуются. И если раньше морально устаревшие, вышедшие из моды предметы одежды либо складывали в какой-нибудь условный "сундук", либо переделывали их во что-то более современное, либо же просто от них избавлялись, то сегодня настал тот интересный момент, когда многое из этих "нафталиновых сокровищ" может обрести вторую жизнь.
Мода на винтажную стилистику сегодня затрагивает сразу несколько периодов - тут есть и тренды из 90-х и 80-х, отдельные предметы из 70-х и даже 60-х гг. Но загвоздка этого возвращения кроется даже не столько в том, как создавать актуальные образы с тем, что сохранилось в "сундуках", а в том, что некоторые термины из лексикона моды сегодня подразумевают совсем иные вещи, нежели раньше.
Так, например, интеграция спортивного стиля в повседневные образы привела к тому, что и в мужской, и в женской, и в детской одежде стали широко использоваться толстовки.
Рассуждать о том, собирательный это термин или нет, в чем отличие толстовки от худи, мы не будем - для этих целей у меня есть другой канал :) А вот понаблюдать, насколько сильно изменились современные толстовки от советских вариантов этого предмета одежды, это - пожалуйста.
Если копнуть совсем глубоко, заглянув на рубеж XIX и XX веков, то в это время, с подачи графа Льва Николаевича, толстовкой называлась свободная длинная рубаха, которую шили как на кокетке, так и без нее. Собственно, Л.Н. Толстой только популяризовал эту блузу, а фасон этот был известен задолго до него, относясь к традиционным русским вариантам одежды для мужчин.
Такая неформальная одежда, конечно же, не могла не привлечь внимания людей, предпочитающих жить вне привычных шаблонов, и со временем рубашка-толстовка в несколько измененном виде стала пользоваться популярностью у представителей богемы. К 50-м годам толстовка стала официально существовать в нескольких вариантах: гладкая, с прямой кокеткой, с фигурной кокеткой и толстовка художника.
В советской товарной номенклатуре этот предмет одежды значился как "широкая, длинная блуза для мужчин и мальчиков". Те толстовки середины прошлого века могли иметь складки/сборки или обходиться без них, а также их носили с поясом или без него - всё как во времена Льва Толстого, только с изменением фасона и используемых материалов.
Ассортимент тканей, из которых шили толстовки, был разнообразен: костюмные шерстяные и полушерстяные, льняные, вельветовые, замшевые, полубархат, чесуча, рогожка. Интересен тот факт, что для мальчиков толстовки отшивали обычно на кокетке, т.е. более сложные по фасону, но при этом из более дешевых и простых материалов.
Мужские толстовки встречались как гладкие, так и на кокетке, правда, почему-то советская промышленность совсем не заботилась о людях с нестандартной фигурой, выпуская толстовки лишь в размерах от 46 до 56, правда, в целых пяти ростовках.
Гладкие толстовки были однобортными, с целой спинкой и сквозной застежкой на пуговицах. На подкладке тут здорово экономили: или шили толстовку вообще без нее, или же делали подкладку только спереди, до линии подмышек, а спинку и рукава оставляли без нее. Также экономили и на бортовке (ткань, которая придает жесткость форм отдельным элементам) - при крое толстовки в нужных местах просто прокладывали сложенные полоски х/б ткани.
Зато с карманами в этом варианте рубахи все было в порядке: там могли быть как прорезные, так и накладные карманы. Иногда это были и верхние, и боковые карманы; иногда - только боковые, но достаточно объемные и глубокие.
Толстовки на кокетке были интереснее по фасону: полы и спинка имели складки/сборки; рубаха декорировалась настроченными кантами, в линию шва кокетки могли вшиваться карманы с клапанами. Также к этой разновидности блуз относились и толстовки художника - просторные, свободные рубахи, часто украшенные бантом, с большими боковыми карманами (если помните. нечто подобное носил художник Тюбик в мультике/книге про Незнайку).
Но если с толстовками все более или менее понятно: старинный термин дожил до нашего времени, хотя предмет, обозначаемый этим словом, изменился до неузнаваемости, то еще одна вещь сегодня уже практически забыта - тирольки.
Этим странным словом в советские времена (довоенные и в пятидесятые годы) назывались укороченные брючки, предназначенные для загородного отдыха или туристических поездок (упоминание о тирольках встречается и в старых справочниках для альпинистов, т.е. эти брюки также относились к спортивной одежде).
Тирольки могли быть как мужскими, так и женскими, и похоже (но это неточно), они вошли в моду с подачи заграничных туристов, посетивших в 1957 году Фестиваль молодежи и студентов.
Тот фестиваль был вообще прорывным в плане моды: неизбалованный советский человек в тот год увидел столько новых фасонов и сочетаний предметов одежды, что "переварить" все это в короткий срок было крайне сложно. Мода на тирольки была краткосрочной - "сверкать" коленками так же непринужденно и свободно, как это делали иностранцы, советский человек не умел, да и фасон брюк казался немного "детским".
Тирольки шили разных видов: на втачном поясе, на бретелях, на резинках; с боковыми, задними или передними карманами; из тяжелых (вельвет, замша, шерсть) тканей или легких материалов вроде репса. Но, как бы ни удобны были фасоны этих брюк, полноценно войти в гардероб советских модников и модниц они так и не смогли, в отличие от традиционных шорт и бриджей.
Если кому-нибудь из уважаемых читателей довелось видеть настоящие советские толстовки и тирольки, расскажите о своих впечатлениях в комментариях, будет интересно :) Ну и просто поделитесь своим мнением, это тоже здорово ))
*******************************************************
Удаленное телеобразование: 1965 год