Найти тему
Мама Научит

Граф Вишенка учил уроки наизусть, чтобы не порвать дорогие книги. А зачем что-то учить современным детям?

Оглавление

Помните "Приключения Чиполлино"? Там бедному графу Вишенке велели учить уроки наизусть, потому что книги из библиотеки он мог порвать.

Современный "граф Вишенка" наизусть не учит
Современный "граф Вишенка" наизусть не учит

В наше время большинство информации стало доступно. Причем доступно практически в любой момент и в любой форме - письменной, аудио, видео, даже в виде комиксов.

Любят еще наши школьники и студенты, считающие себя интеллектуалами, цитировать высказывание "образованный человек - тот кто знает, где найти то, чего он не знает", принадлежащее немецкому философу Георгу Зиммелю.

Таким образом, подводится теоретическая база, оправдывающая отсутствие знаний "в голове".

А действительно, зачем что-то заучивать, если в любой момент можно сказать: "Окей, гугл..." или "Алиса, кто автор высказывания про образованного человека?"

Информация доступна
Информация доступна

В чем подвох такого подхода? Почему сумма знаний, даже доступных в любой момент, не равна сумме знаний в голове и никак не может быть приравнена к образованности?

С другой стороны, мы сталкиваемся с ситуацией, когда объем информации столь велик, а скорость ее появления постоянно ускоряется, что человеку волей-неволей приходится проявлять избирательность. И тщательно выбирать, чем, по словам Шерлока Холмса, "заполнить свой чердак".

Зачем, например, современному школьнику учить таблицу умножения, если функции калькулятора выполняет мобильный телефон, а в подавляющем большинстве торговых точек расчет стоимости производится автоматически, даже без участия кассира? И я лично знаю уже вполне взрослых "особей", которые таблицу умножения не знают и чуть ли не гордятся этим. По крайней мере, это незнание не мешает им жить. И жить вполне благополучно.

Или зачем стихи-то учить? Ну вот понравилось мне стихотворение... Я же могу в любой момент открыть книгу и прочитать? Зачем мозги-то "грузить"?

Я для себя придумала две основных причины, которые и озвучиваю этим "умникам".

Первая причина - это как раз "зачем грузить мозги", безотносительно деталей этой нагрузки.

Зачем "грузить мозги"? Объяснение для детей любого возраста

Мозг - такой же орган нашего тела, как и все остальные. Что произойдет с твоими мышцами, если ты перестанешь их "грузить"? Ты же видел в фильмах, как тяжело восстанавливаться человеку, который, например, пролежал несколько месяцев после травмы. Что происходит с мышцами? Они утрачивают силу, "отвыкают работать".

Ровно то же произойдет и с твоим мозгом. Если ему не давать нагрузку... А что такое нагрузка? Это - когда трудно. То есть ты тренируешь мозг, когда выполняешь задание буквально "на пределе возможностей". Когда мозг "кипит" и сопротивляется, не хочет...

Так вот, если мозгу не давать нагрузку, он тоже начинает "лениться", а потом утрачивает "силу", то есть ты реально становишься "глупее".

Как тренируют мышцы? Идут в спортзал. Или подтягиваются на турнике. А если не "качаться", станешь сильнее?

Тренировать мозги?
Тренировать мозги?

Такие аргументы понятны даже ученику начальной школы.

А дальше - больше. Зачем иметь информацию "в голове", если ее можно найти в интернете? Здесь логично рассмотреть вопрос с двух сторон.

Скорость доступа к информации и частота ее использования

Для современных детей отлично работает аналогия со смартфоном. Есть у смартфона собственная память. Но если ее маловато - можно вставить дополнительно карту памяти.

Вот здесь и начинается самое интересное. дело в том, что исполняемые программы на карту памяти установить нельзя. Скорость взаимодействия сильно ниже.

Вот, например, книжку можно загрузить на карту памяти - и читать свободно. А большое видео, которое из собственной памяти смартфона воспроизводится без проблем, будучи "отправленным" на карту памяти, может начать "подтормаживать" при воспроизведении.

Ровно то же происходит и с информацией на уровне мозга/внешнего источника. Если информация нужна для ежедневного использования, прикладного применения - она должна находиться на "собственном носителе" - в голове. Иначе - лень будет включать калькулятор, "махнешь рукой" и не станешь пересчитывать за продавцом (чем, кстати, нередко и пользуются "нечистые на руку" работники).

Можно, конечно, и на пальцах посчитать...
Можно, конечно, и на пальцах посчитать...

То есть заучивать до автоматизма имеет смысл то, что имеет прикладное применение в повседневной жизни. Даже на уровне школьной программы. Например, можно посмотреть правописание слова в словаре. И не заучивать словарные слова, Но если смотреть в словаре каждое слово ( и даже - каждое второе, каждое третье и т.п.), то скорость написания текстов замедлится критически. Станет невозможно написать осмысленный текст: пока посмотрел правописание, забыл, о чем хотел писать.

Можно найти формулу сокращенного умножения в интернете или посмотреть в учебнике. Но если в школе приходится хотя бы несколько раз в неделю ее применять, то гораздо продуктивнее иметь ее "в голове".

И еще один критерий, который обусловливает необходимость заучивания:

Важность информации для понимания следующего уровня

Есть информация, которая усваивается независимо от остальных. Ну, например, не прочитав Карамзина, вполне можно перейти сразу к Лермонтову. И понимание одного произведения никак не повлияет на понимание другого.

Но вот без развитого навыка чтения и анализа текстов изучение литературы невозможно в принципе.

Или еще. Мне ближе примеры из обучения грамотности, русскому языку. Например, невозможно понять тему "Правописание н/нн в разных частях речи" (одна из тем ЕГЭ), не уяснив предварительно, чем отличается прилагательное от причастия, как выделить в слове корень и суффикс, не умея определять вид глагола.

То есть, если знание служит "фундаментом" для последующего знания, оно должно прочно уложиться в голове, а не быть доступно на внешнем носителе.

Вот такие аргументы. А как вы объясняете детям, зачем им что-то учить?

#обучение детей

#воспитание ребенка

#образование детей

#школьное образование