Помните "Приключения Чиполлино"? Там бедному графу Вишенке велели учить уроки наизусть, потому что книги из библиотеки он мог порвать.
В наше время большинство информации стало доступно. Причем доступно практически в любой момент и в любой форме - письменной, аудио, видео, даже в виде комиксов.
Любят еще наши школьники и студенты, считающие себя интеллектуалами, цитировать высказывание "образованный человек - тот кто знает, где найти то, чего он не знает", принадлежащее немецкому философу Георгу Зиммелю.
Таким образом, подводится теоретическая база, оправдывающая отсутствие знаний "в голове".
А действительно, зачем что-то заучивать, если в любой момент можно сказать: "Окей, гугл..." или "Алиса, кто автор высказывания про образованного человека?"
В чем подвох такого подхода? Почему сумма знаний, даже доступных в любой момент, не равна сумме знаний в голове и никак не может быть приравнена к образованности?
С другой стороны, мы сталкиваемся с ситуацией, когда объем информации столь велик, а скорость ее появления постоянно ускоряется, что человеку волей-неволей приходится проявлять избирательность. И тщательно выбирать, чем, по словам Шерлока Холмса, "заполнить свой чердак".
Зачем, например, современному школьнику учить таблицу умножения, если функции калькулятора выполняет мобильный телефон, а в подавляющем большинстве торговых точек расчет стоимости производится автоматически, даже без участия кассира? И я лично знаю уже вполне взрослых "особей", которые таблицу умножения не знают и чуть ли не гордятся этим. По крайней мере, это незнание не мешает им жить. И жить вполне благополучно.
Или зачем стихи-то учить? Ну вот понравилось мне стихотворение... Я же могу в любой момент открыть книгу и прочитать? Зачем мозги-то "грузить"?
Я для себя придумала две основных причины, которые и озвучиваю этим "умникам".
Первая причина - это как раз "зачем грузить мозги", безотносительно деталей этой нагрузки.
Зачем "грузить мозги"? Объяснение для детей любого возраста
Мозг - такой же орган нашего тела, как и все остальные. Что произойдет с твоими мышцами, если ты перестанешь их "грузить"? Ты же видел в фильмах, как тяжело восстанавливаться человеку, который, например, пролежал несколько месяцев после травмы. Что происходит с мышцами? Они утрачивают силу, "отвыкают работать".
Ровно то же произойдет и с твоим мозгом. Если ему не давать нагрузку... А что такое нагрузка? Это - когда трудно. То есть ты тренируешь мозг, когда выполняешь задание буквально "на пределе возможностей". Когда мозг "кипит" и сопротивляется, не хочет...
Так вот, если мозгу не давать нагрузку, он тоже начинает "лениться", а потом утрачивает "силу", то есть ты реально становишься "глупее".
Как тренируют мышцы? Идут в спортзал. Или подтягиваются на турнике. А если не "качаться", станешь сильнее?
Такие аргументы понятны даже ученику начальной школы.
А дальше - больше. Зачем иметь информацию "в голове", если ее можно найти в интернете? Здесь логично рассмотреть вопрос с двух сторон.
Скорость доступа к информации и частота ее использования
Для современных детей отлично работает аналогия со смартфоном. Есть у смартфона собственная память. Но если ее маловато - можно вставить дополнительно карту памяти.
Вот здесь и начинается самое интересное. дело в том, что исполняемые программы на карту памяти установить нельзя. Скорость взаимодействия сильно ниже.
Вот, например, книжку можно загрузить на карту памяти - и читать свободно. А большое видео, которое из собственной памяти смартфона воспроизводится без проблем, будучи "отправленным" на карту памяти, может начать "подтормаживать" при воспроизведении.
Ровно то же происходит и с информацией на уровне мозга/внешнего источника. Если информация нужна для ежедневного использования, прикладного применения - она должна находиться на "собственном носителе" - в голове. Иначе - лень будет включать калькулятор, "махнешь рукой" и не станешь пересчитывать за продавцом (чем, кстати, нередко и пользуются "нечистые на руку" работники).
То есть заучивать до автоматизма имеет смысл то, что имеет прикладное применение в повседневной жизни. Даже на уровне школьной программы. Например, можно посмотреть правописание слова в словаре. И не заучивать словарные слова, Но если смотреть в словаре каждое слово ( и даже - каждое второе, каждое третье и т.п.), то скорость написания текстов замедлится критически. Станет невозможно написать осмысленный текст: пока посмотрел правописание, забыл, о чем хотел писать.
Можно найти формулу сокращенного умножения в интернете или посмотреть в учебнике. Но если в школе приходится хотя бы несколько раз в неделю ее применять, то гораздо продуктивнее иметь ее "в голове".
И еще один критерий, который обусловливает необходимость заучивания:
Важность информации для понимания следующего уровня
Есть информация, которая усваивается независимо от остальных. Ну, например, не прочитав Карамзина, вполне можно перейти сразу к Лермонтову. И понимание одного произведения никак не повлияет на понимание другого.
Но вот без развитого навыка чтения и анализа текстов изучение литературы невозможно в принципе.
Или еще. Мне ближе примеры из обучения грамотности, русскому языку. Например, невозможно понять тему "Правописание н/нн в разных частях речи" (одна из тем ЕГЭ), не уяснив предварительно, чем отличается прилагательное от причастия, как выделить в слове корень и суффикс, не умея определять вид глагола.
То есть, если знание служит "фундаментом" для последующего знания, оно должно прочно уложиться в голове, а не быть доступно на внешнем носителе.
Вот такие аргументы. А как вы объясняете детям, зачем им что-то учить?
#обучение детей
#воспитание ребенка
#образование детей
#школьное образование