27 сентября комиссия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации отобрала в программу «Приоритет 2030» 106 университетов из 49 городов Российской Федерации. Эти учреждения получат базовую часть гранта в размере 100 миллионов рублей. Более 60% вузов, вошедших в программу – региональные. Только 28 университетов находятся в Москве, в их числе Московский городской педагогический университет (МГПУ), единственный педвуз, который вошел в престижный федеральный проект. О значении этого события мы попросили рассказать ректора МГПУ Игоря Реморенко.
– Вхождение вашего вуза в столь престижный федеральный проект вы считаете признанием достижений МГПУ?
– С одной стороны, это признание достижений. В самом деле, по показателям, например, качества приема и цитируемости в научных изданиях вуз неуклонно рос в последние годы, оставляя позади конкурентов.
Но это еще и некоторые амбиции на будущее, потому что мы решаем вопрос международной кооперации, в том числе совместные публикации и разработки с ведущими научными центрами в области образования.
Это очень серьезные, но хорошо просчитанные и обоснованные цели, и мы их планируем достигать в ближайшие 10 лет.
Причем основной акцент у нас сделан на расширение рамок педагогического образования, на социокультурные исследования, а также на проекты в области социальных практик городского развития и урбанистики.
Так что высокая оценка нашей деятельности связана и с динамикой развития нашего вуза за прошлые годы, и с амбициозными задачами, которые мы перед собой ставим на будущее.
– Что даст участие в проекте вашему вузу и системе педобразования в целом?
– Благодаря участию в проекте МГПУ будет выделено дополнительное финансирование. Мы его используем частично на проведение фундаментальных исследований, заказы на которые сложно найти на рынке, частично – на доплаты молодым ученым, которых мы собираемся привлечь к работе в нашем университете. Тематика уже запланированных нами прикладных исследований помимо гранта касается конкретных практик городского развития – это организация и обустройство дворов, социальной инфраструктуры новых микрорайонов, анализ соседских сообществ, новых программ для обучения пенсионеров и так далее.
Фундаментальные исследования будут посвящены дидактике, обновлению образовательных технологий, философии и методологии образования в условиях цифрового общества.
Кроме того, мы планируем вложиться в инфраструктуру – отремонтировать и оснастить два новых корпуса.
Что касается системы педобразования в целом, то здесь назрели проблемы, которые необходимо решать. Например, две трети выпускников педвузов не идут работать в школы, они трудоустраиваются в смежных с образованием областях.
С нашей точки зрения, кардинальная перестройка подготовки педагогов должна быть направлена на использование в образовании эффективных технологий из смежных областей: культура, забота о здоровье, рекреационный сектор, консалтинг и прочее.
– Проект рассчитан до 2030 года, и за этот период будет многое меняться в жизни общества. Вы планируете вносить коррективы в программу МГПУ?
– Да, такая возможность допускается. Посмотрим по ходу реализации наших планов.
Ольга Дашковская