Природа приносит пользу людям во всех своих качествах, поэтому её можно восхвалять с разных точек зрения. Так и для восхваления Шихабутдина, принёсшего пользу исламскому миру с разных точек зрения, можно найти много причин. Так же, как поэты описывают природу в свойственной им впечатлительной манере, я тоже хочу написать о Марджани соответственно своей впечатлительности.
Я поражаюсь и поэтому уважаю Марджани из-за того, что он является великим реформатором. Людям, осведомлённым о чистом исламе и знающим историю ислама, известно - когда прошло много времени после «счастливого века» (т. е. времени, когда жил наш Пророк) то, что как «исламская религия», «исламский шариат» было донесено мусульманами до этих времён, уже не является исламом в его истинном смысле.
Сколько раз в Средние века христианство было изменено католической церковью и священниками! Так и под воздействием, имеющих ограниченное знание факихов, которые ко всему подходили только со своими мерками, и представителей калама и исламская религия растеряла всю свою чистоту и приняла своеобразный вид. Католическая церковь от лица папы, «никогда не совершающего ошибок», которого считают наместником Иисуса, поступала так, как хотела, противореча Евангелию. Так и исламский мир управлялся возникшими во всех сферах мусульманскими «папами» в противоречие с канонами ислама. Вместо ликов святых, позже появившихся у католиков, в мусульманском мире возникли живые идолы, мусульманский мир был под их властью. Ни у кого не было права возражать или соглашаться с этими идолами.
Сновидения и бред этих недалёких людей, названные откровением (илхам), а также высказанные от помрачившегося ума речи правоведов и учёных калама, о которых мы говорили выше, после того как были записаны в книгах, мусульманами были названы «религией».
Мусульмане растеряли прежнюю государственность, империю, силу, впали в нынешнее бедное и жалкое состояние, растеряли все человеческие и исламские права, стали низшими существами на земле. Истинной причиной этого, несомненно, является эта искусственная «религия». Язычники Индии поклонялись змеям, от укуса которых умирали, не переставая возвеличивать их. Бездумные мусульмане также не переставали поклоняться тем живым идолам и возвеличивать их и созданную ими искусственную религию, хотя они стали причиной бедствия народа.
Для того чтобы мусульмане могли долго существовать на этой земле, пользоваться культурными ценностями и человеческими правами, несомненно, следует изменить их прежнее вероубеждение. Если это вероубеждение не изменится, если мусульмане будут продолжать действовать в соответствии с ним, они вовсе исчезнут с лица земли, потому что воплотить в жизнь некоторые из норм этого вероубеждения мусульмане могут только умерев. Для исламского мира, опьянённого невежеством, уверовавшего в то, что совершенно противоречит истине, и, исходя из этого, лишившегося возможности сказать своё слово в политике, экономике, науке и культуре, давно нужен был человек, способный разбудить его словами «Хаййа ‘ала-л-фалах» («Спешите к спасению»). Но предопределение скупилось на него, не посылала такого человека исламскому миру. Хотя в исламе и появлялись Ибн Таймия, Ибн ал-Каййим и другие обновители религии, но они остались незамеченными, как слова, обращённые глухому и жесты, показанные незрячему. Хотя для придания ему динамики у всего исламского мира была потребность в мусульманском «Лютере», почему-то он не появлялся.
С нескончаемой милостью Аллаха во второй половине XIII в. среди северных мусульман появился исламский «Лютер». Это был наш уважаемый Марджани. Хотя изменения, которые Марджани совершил в исламе, были не такими же глобальными, как изменения Лютером христианства, это произошло из-за причин, не имеющих отношения к Марджани. Было естественно, что между Лютером, противостоявшим сильным в религиозном и политическом плане главам католической церкви - папам - и сражавшимся с обладающими большим религиозным и политическим влиянием мусульманскими алимами Марджани будет разница. Действия Лютера заключались в критике католичества тех времён, в призыве руководствоваться Евангелием вместо толкований пап, в объяснении людям того, что многие дела пап противоречат проповедям Иисуса. Всё это было не так далеко и не так чуждо тому, что проповедовал Марджани. Многие слова, сказанные Марджани, Лютер даже не смог произнести.
Для того, чтобы достать ядро ореха, человек должен расколоть скорлупу. И для человека, старающегося воссоздать чистую «религию», необходимо разломить искусственную кожуру, обволакивающую эту религию. То есть для отделения чистого ислама от нововведении, следовало разрушить прежние верования, которые мусульмане воспринимали как свою религию. Так как это было хорошо известно нашему обновителю, он ничего не боялся и рушил искусственные слои.
В последние века вошло в привычку называть «религией» сновидения и бред учёных прошлых столетий. Поэтому нападение Марджани на эту «религию» было растолковано как нападение на великий ислам, ниспосланный Аллахом Его Посланнику, и он был обвинён в неверии.
В нормах прежней религии было много правил, мешающих прогрессу, росту, свободе мысли и противоречащих разуму. Поэтому для приведения в движение впавшего в спячку мусульманского мира и, основываясь на этом, устремлению к цивилизованному миру, было необходимо разбить эти нормы. Так как многие из них в течение тысячи лет мусульманами воспринимались как «вера», невозможно даже перечислить тот вред, который был причинён ими исламу.
Не обратив внимания на древность этих бредовых норм, с лозунгом «Истина более достойна следованию» на арену вышел наш муджтахид и вырвал ложь с корнем. Хотя до него в этой области что-то делал Курсави, но его деятельность больше была в области литературы, поэтому не затрагивала важные вопросы и не смогла должным образом воздействовать на ислам. Марджани же напал очень своевременно. Пользуясь соответствующим времени острым языком, он колол своим ядовитым пером застывшие сердца дурных алимов, не следующих своему знанию. Это и было самым необходимым. Некоторые алимы и редакторы обвиняли Марджани в чрезмерной остроте пера, я же считаю, что этот человек действовал совершенно правильно и поздравляю его с этим. Никто, кроме Марджани, не смог бы подействовать на этих охваченных подражанием дурных учёных, провозгласивших, что «лишь наш мазхаб верный, а остальные ошибочны», выдающих за ошибку мнения таких поддерживающих Коран и сунну учёных, как имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбал, и использованные ими достоверные хадисы и категоричные доказательства.
Злокачественные опухоли лечат раскалённым железом. Злокачественные верования также могли быть вылечены лишь таким раскалённым пером, как перо Марджани. Хотя многое из сказанного им уже было произнесено некоторыми из прежних учёных и исследователей, но они не смогли нужным образом воздействовать на исламский мир. Несомненно, причина этого в том, что они были сказаны очень мягко, не подчинялись одному стилю и не были основаны на одном методе. Марджани же знал, кому адресованы его слова, поэтому не ошибся с выбором стиля, всё сказанное подчинил одной основе. Так как Марджани основой считал прогресс нации и сохранение первоначальной чистоты ислама, наряду с тем, что каждое сказанное им предложение было разъяснением этой цели, он создавал ради этого и религиозные, и светские произведения. Прежние алимы и не мыслили писать о прогрессе, будущем и величии нации, поэтому всё сказанное ими кренилось в сторону религии и не производило должного эффекта. Хотя произведения Марджани и не были в виде тезисов, как у Лютера, в действительности, каждое его предложение представляло собой отдельный тезис. На 95 тезисов Лютера доминиканские монахи ответили 110 тезисами. Так и в ответ на слова Марджани те, кто носили звание учёных ислама, составили и опубликовали хитрые тезисы. Среди этих опубликованных трудов есть и наполненный всяческими нелепостями сборник «Джаруда», составленный одним критиком Марджани.
Наш реформатор открыто нападал на многое из того, что алимами последнего времени было включено в акиду и во что верили, поэтому Марджани стал общей темой обсуждения для мусульман всей России. Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать, не переставая. Но как солнце продолжает своё движение, не обращая внимания на недовольство летучей мыши, так и Марджани продолжал действовать во благо истины.
В прошлые века среди всех мусульман распространились следующие тезисы: «Времена иджтихада прошли. Пользоваться Кораном и хадисами могли лишь учёные прошлых веков, для людей современности в этом ничего нет. Каждый мусульманин должен руководствоваться лишь словами муджтахидов прошлых веков. Запрещено использовать разум и мысль, а также принимать решения, основываясь на Коране и сунне. Наш мазхаб верный, а остальные ошибочны. Лишь мы принадлежим к группе, которая будет спасена, а остальные - заблудшие. Мы веруем так-то и так-то, а все остальные, кто верует иначе - неверные. Судный день близок. Науки, основанные на разуме, ложны. Мир для неверного - Рай, для мусульманина - Ад. Всё свершается в соответствии с предопределением, человек не властен сделать что-либо. С отдалением от солнца становится меньше света, так и с отдалением от «счастливого времени» меркнет свет знаний, в итоге он погаснет вовсе. Религия представляет собой то, о чём писали алимы прошлого, противоречить этому неправильно. Если в Коране и хадисах встречаются слова, противоречащие словам муджтахидов, необходимо руководствоваться словами последних. Нужно иметь вероубеждение, соответствующее взглядам учёных калама, теология состоит из этого». Эти убеждения были признаны верой, поэтому исламский мир застыл вовсе. Эти сомнительные тезисы были разрушены под умелым натиском нашего реформатора.
Несомненно, Марджани больше всего старался разрушить эти сомнительные правила. Его книги «Назурат ал-хакк», «Ал- ма’ аз-зулал», «Хакк ал-ма‘рифа», «ал-Хикма ал-балига» являются самыми святыми трудами из тех, что посвящены разрушению старых взглядов, и теми, что послужили народу больше всего. В этих книгах, а также в «Мукадимат вафиййат ал-аслаф» Марджани очень ясно дал понять, что времена иджтихада не прошли, что каждый имеет право выводить нормы из Корана и хадисов, запрещено слепо следовать за учёными прошлого, а истинная религия - это Коран и достоверные хадисы. Он предостерегал о том, что слова, сказанные алимами более позднего времени, не имеют ничего общего с исламом. Говорил, что неправильно ограничиваться одним мазхабом, Судный день не так близок, как думают мусульмане, а определение рационалистических наук и математики как запретных является причиной гибели мусульман. Марджани объяснял, что обвинение друг друга в неверии из-за мелочей противоречит основе ислама, ни одного обращающего к кибле нельзя обвинять в неверии, это приводит к гибели мусульман, слова представителей калама не имеют связи с вероубеждением ислама, их суждения, наоборот, полностью ему противоречат. Как подчёркивал Марджани, из-за того что ученые не пользуются авторитетом, знание и просвещение покинули их, поэтому мусульмане оказались в таком плачевном состоянии; противоречия мазхабов, возникшие на фоне невежества, стали причиной раздробленности уммы и разрушения исламских государств. Марджани так ясно дал понять, что прежние взгляды относительно религии приведут лишь к исчезновению ислама и мусульман, что каждый разумный человек не нашёл что ответить, кроме как воскликнуть: «Ах!»
На тех, на чьих сердцах печать фанатизма и невежества, даже слова великих пророков не воздействовали, поэтому вовсе не странно, что в Казани и её окрестностях были люди, на которых не подействовали слова Марджани.
Это действительно было так. Может, и сейчас продолжается так же. Какой бы длинной ни казалась ночь, всё равно наступит рассвет. Поэтому мы уверены, что и покрывшая нас ночь невежества рано или поздно кончится, и на религию будут смотреть в соответствии с взглядами Марджани. Это уже и сейчас подтверждено многими людьми. Подобно тому, как во многих исторических вопросах этот уважаемый человек в свойственной ему манере быстро объясняет истину, он так же поступает и в других вопросах, кратко раскрывая их. Ему предложения из семи слов достаточно, чтобы полностью охарактеризовать Ишмухаммет-муллу, так же и его короткие произведения «Назура» и «Хакк ал- ма‘рифа» смогли полностью опровергнуть состоящие из тысячи | томов произведения прежних учёных и точно описать истину.
Как один из великих исламских философов Газали очаровывал сердца своих читателей мягкими изречениями, так и наш реформатор своими сильными фразами подчинял себе души.
Как было написано выше, главной причиной политических и экономических несчастий, обрушивающихся на ислам, является искажённое вероубеждение мусульман и их ошибочный взгляд на религию. Одним словом, если и было у мусульман последнего времени что-то, именуемое ими «религией», для жизни и счастья мусульман было просто необходимо реформировать эту религию. Это было нужно не только для будущей жизни мусульман, но и для их жизни в этом мире, для решения политических, экономических и культурных проблем. Так как в книгах Марджани было много всего полезного для этого возрождения, мы должны воспринимать его как великого реформатора, и мы так и поступаем.
Написанное им многим людям помогло изменить взгляды на религию, развиваться и обрести желание подняться выше, поэтому в своей предыдущей мысли мы считаем себя правыми.
Тот факт, что из среды «людей с чалмой», ставшего причиной разрушения когда-то потрясшего весь мир своим величием и мощью ислама, появился такой великий человек, должно быть, радует всех, носящих чалму.
Кроме того, что Марджани был религиозным реформатором, он также немало потрудился и в других областях. Но моей целью является освещение лишь этой стороны его реформаторства, поэтому я не буду затрагивать другие темы и на этом закончу своё повествование.
Хади Атласи.
Отрывок из книги "Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвященный 100-летию Ш.Марджани, изданный в Казани в 1915 г."