31 июля в Закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения. Так, в п.2 статьи 2 появилось определение понятия «воспитание». Это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
П. 9 статьи 2 был дополнен требованием о том, что Примерные основные образовательные программы школ, колледжей и вузов должны включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
Про дошкольные организации в главном образовательном законе страны не было сказано ни слова. И тут как гром среди ясного неба в июне 2021 года появляется примерная рабочая программа воспитания для дошкольных организаций, разработанная Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Воспитателям детских садов предстояло до 1 сентября, фактически в отпускной период, написать на основе нового документа свои рабочие программы и календарные планы.
22 сентября состоялось ее обсуждение в Общественной палате.
Сразу же стоит оговориться, что обсуждение было бурным. Ученые, практики, авторы программ для детских садов не скрывали своего резко отрицательного отношения к новоявленному документу.
Основные претензии специалистов касаются технических и содержательных аспектов программы.
- Отдельная программа воспитания не нужна и более того – научно не обоснована, поскольку нельзя рассматривать этот процесс автономно от обучения и развития ребенка.
- Программа дублирует уже имеющиеся базовые документы дошкольного образования – Примерную основную образовательную программу для детских садов и ФГОС, а в некоторых частях в корне им противоречит.
- Терминология документа не соответствует общепринятой, а также происходит смешение разных понятий (например, воспитание ценности родины и природы, этики и эстетики включаются в одно направление деятельности).
Но больше всего претензий у специалистов к содержанию документа. По мнению Заслуженного учителя РФ, академика РАО, директора московской школы № 109 Евгения Ямбурга, в примерной рабочей программе не отражены ключевые задачи дошкольного образования.
Это ранняя диагностика и коррекция проблем развития и здоровья детей; создание детско-взрослого родительского сообщества; линия на содержательно-методическую преемственность начальной школы и детского сада.
Последний тезис предполагает не подготовку к школе, как это часто происходит на практике, а наоборот, адаптацию школы к особенностям развития дошколят.
Дублирование программы первого класса в старшей группе детского сада Евгений Ямбург назвал «полным безобразием».
Все эти задачи, по мнению Евгения Ямбурга, потребуют формирования новых компетенций у педагогов и как следствие – кардинальной перестройки высшего педагогического образования. Пока, по его словам, обновление программ происходит только в пилотных педвузах.
В целом примерную рабочую программу известный педагог сравнил «с передовой газеты “Правда” времён Брежнева: вроде всё правильно, а работать с этим нельзя, это не рабочий инструмент».
«Преступно принимать демагогические документы во имя того, чтобы отчитываться перед президентом», – констатировал Евгений Ямбург.
Эту позицию полностью поддержали все участники слушаний в Общественной палате. Они говорили о том, что написание формальных отчетов будет отнимать у педагогов время, необходимое для воспитания детей и творческой работы.
Руководитель проекта «Счастливый детский сад» Наталья Тюменцева напомнила, что во ФГОС дошкольного образования содержится четкое указание на то, что программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. Именно с учетом, а не на основе (правда, как это объяснить чиновникам Рособрнадзора, пока не очень понятно).
Иными словами, примерная рабочая программа для дошкольников носит рекомендательный характер и не должна нарушать принцип вариативности. То же самое касается и календарных тематических планов, которые не должны устанавливать список единых обязательных мероприятий для всей страны.
«Я согласна с тем, что должны быть общие задачи воспитания, но как я решу эту задачу – рассматривая рябину или проводя праздник 9 Мая, это уже я как педагог должна решить на месте», – отметила Наталья Тюменцева.
Участники общественных слушаний пришли к выводу о том, что принимать Программу в таком виде недопустимо. Однако проблема заключается в том, что она уже одобрена Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО), следовательно, призвана служить руководством к действию и более того – к апробации.
Президент АРКАДО (Ассоциация развития качества дошкольного образования) Эльфия Дорофеева предложила установить мораторий на введение рабочей программы (соответствующее письмо планируется направить в Минпросвещения), а за это время создать группу из числа практиков, методистов, ученых с целью кардинальной переработки документа.
Ольга Дашковская