Нет, не о том, который из Гарри Поттера. И не о том, который у Толстого, хотя уже ближе. Наш герой тоже наглец, дуэлянт и шулер, да и в партизаны в итоге тоже заделается, но зовут его не Федор Иванович, а Александр Самойлович. И для того, чтобы ознакомиться с его историей, не нужно читать четыре тома «Войны и Мира». Достаточно 104 страниц недавно вышедшего комикса «Долохов» за авторством, кроме прочих, одного из наших авторов, Евгения Норина.
Наш Долохов по стилю жизни — настоящий гусар, который всегда готов друга спасти, в картах смухлевать, да с чужой женой развлечься. Но череда неприятных событий приводит к тому, что при наступлении войск Наполеона на матушку-Россию батарею Долохова уничтожают, а сам он остается один. Безуспешно пытаясь догнать отступающие части, Долохов становится свидетелем кончины близкого друга и решает собрать партизанский отряд из местных мужиков, дабы вершить вендетту над захватчиками.
Чем примечателен комикс? В первую очередь, контрастами. Всего в комиксе три главы, каждая из которых рассказывает отдельную историю, и эти главы радикально отличаются по наполнению друг от друга. Вот мы в первой главе наблюдаем, как Долохов спасает верного друга от неподъемного карточного долга и стреляется со злодеем Варгой, который жульничает в картах, избивает жену, да и вообще поляк. Но спасает он его таким же жульничеством, не забывая про адюльтер с женой Варги, Лидией. Все это под старомодные, изысканные диалоги — которые сменяются довольно подробными сценами ранений, убийств и лишений различных частей тела. Да, Петербург 1805 года можно назвать городом контрастов, но он в подметки не годится Смоленской губернии в июле 1812 года, где шутки, дружеские разговоры и оптимизм героев соседствуют с жестокими батальными сценами, разбоем, разграблением деревень и многочисленными смертями. Это время рыцарей удачи, но рыцари здесь не только ухаживают за дамами, но и вешают заблудших французов. Контрасты, мсье.
Во вторую очередь, графикой. Шикарные костюмы, проработка декораций и окружения, хорошая (но не всегда идеальная, конечно) работа с лицами, даже собственные авторские идеи в духе симметрии кадра Алана Мура — все это есть, всего этого довольно много. Любители «мужиков в форме» останутся в восторге. В общем, художнику комикса Роману Клепинину — почтение и благодарность..
В третью очередь, уже упомянутым выше старомодным стилем. Да, это то, чем авторы гордятся (и слегка боятся, что он помешает качественному переводу на английский язык; впрочем, скажите это переводчикам «Мора. Утопии»), и есть чем. У комикса действительно красивый язык; тот самый, которого ждешь от петербургской интеллигенции, но никак не на поле боя. «Пойдем, это не наш бал», — говорит Долохов, наблюдая за грабежом деревни французами, — «но клянусь адом, мы еще устроим здесь танцы». Как минимум читать этот комикс стоит именно из-за хороших диалогов, и это большое достижение.
Ну и в четвертую очередь, черт подери, это комикс про наполеоновскую эпоху, что еще тут сказать? Деревни разграблены, Москва горит, французы и русские рубят друг друга с огнем в глазах, а руки и ноги летят во все стороны, все по заветам отечественной наполеонистики. Мы ведь все любим читать про то, как Бэтмен с энтузиазмом бьет морду Джокеру, а тут русские партизаны с энтузиазмом рубят на фарш французских солдат. Ляпота!
В общем и целом, конечно, перед нами годнота. И не только потому что отечественная и про наших против не наших, а потому что это качественный и интересный комикс. Есть, конечно, свои оговорки: например, история в третьей главе обрывается на полуслове, и очень не хватает хоть парочки заключительных фреймов. Да, понятно, что это задел на серию (когда киновселенная, Евгений?), но тут не хватило совсем чуть-чуть, из-за чего финал оставил в легком недоумении. Но это так, мелочи.
А еще, и это только моя личная претензия, которую я предъявляю доброй половине всех комиксов в целом: обложка совсем не соответствует содержанию. Нет, это не мрачная история про то, как офицер ищет самого себя в пожаре войны, как может показаться, а бодрое приключение, достойное камеры Гая Ричи или Квентина Тарантино. И вдвойне обидно, что альтернативная обложка лучше. Но, наверное, это такой закон жанра: чтобы обложка максимально отличалась от самого комикса.
Подводя итог: если вы изголодались по хорошим историческим комиксам, вам сюда. Если вам хочется историй про то, как образованные и воспитанные офицеры перемалывают друг друга на фарш, вам сюда. Если вам хочется эпика про народную ярость, вам тоже сюда. В общем, вам всем сюда. Хороший комикс, рекомендую.
Автор - Алексей Иванов