Найти тему
Репортёр

«Налог на дивиденды» исключен из поправок в НК РФ

«Вот хочется спросить: с кем вы, мастера металлургии и химии? Вы в национальной повестке или нет?» - обратился вице-премьер Андрей Белоусов к членам бюро правления РСПП.

Вице-премьерский крик в пустоту вызван тем, что, по его словам, каждый год выплачиваемые компаниями акционерам и выводимые из экономики РФ дивиденды выше инвестиций, и «вот эта развилка все больше и больше».

Markus Winkler/Pixabay
Markus Winkler/Pixabay

Несмотря на неоднократные угрозы Путина бороться с офшорами, за последние 10 лет из РФ утекло порядка $600 млрд. Как сообщает Банк России, только за 2020 год «сальдо финансовых операций частного сектора… сложилось в размере $47,8 млрд против $22,1 млрд годом ранее». То есть в 2020 утекло в два раза больше, чем в 2019. Тенденция, однако.

В 2013 году экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев утверждал, что за 25 лет из России выведено в офшоры порядка $1 трлн.

Как пишет в своем исследовании сотрудник Самарского университета госуправления Прохорова, в 2015 более половины амортизационных отчислений в частном бизнесе потрачено не на развитие производственных мощностей, а на пополнение оборотных средств, финансовые вложения и др.

«Как результат, только в 2015 году российская экономика недополучила инвестиций на сумму более 2,5 трлн руб. Более того, государство, освободив эту сумму от налога на прибыль, не добрало в бюджет страны 500 млрд руб».

То есть частный сектор крупной промышленности выводит из российской экономики не только свою прибыль, но и львиную долю амортизационных отчислений, даже не выплачивая за это налоги.

Как итог, по данным Росстата, степень износа основных фондов остается близкой к 50%, а по данным альтернативных источников, в некоторых отраслях промышленности достигла 80-90%.

«Только 10% отечественных производителей, - пишет Прохорова, - используют в своей работе инновационные технологии. Остальные производители используют изношенное, нерабочее оборудование, в лучшем случае заменяют оборудование новым аналогом, как правило, уже морально устаревшим, в худшем – б/у оборудованием отечественного или импортного происхождения, практически занимаясь не повышением эффективности производства, а «латанием дыр».

Из-за жуткого состояния основных фондов и вывода амортизационных средств (доля которых и так мала) в офшоры, снижается производительность труда, растет эксплуатация наемных работников, зарплаты не достигают уровня стоимости рабочей силы (суммы благ, которые необходимы работнику и его семье для выживания и развития), в бюджет не поступают необходимые для решения социальных проблем налоги.

«С моей точки зрения, сегодня для бизнеса находиться в национальной повестке — это не только софинансировать социальные программы в регионах, платить налоги..., но это в первую очередь — инвестировать... Либо мы за счет инвестиций получим приемлемые темпы роста и тогда сможем решать наши социальные проблемы — вопросы бедности, вопросы пенсий, здравоохранения, образования и так далее — без повышения нагрузки на бизнес. Либо мы без инвестиций попадем в низкие темпы роста, и тогда неизбежно повышение налоговой нагрузки на бизнес, перераспределение через бюджет», — пытается достучаться до крупного бизнеса Белоусов.

Но российские промышленники конечно знают, в какой они повестке. Сейчас налог на прибыль составляет 20%. Минфин предложил введение нового коэффициента Пнп — разницу между суммой дивидендов, которую компания выплатила за налоговый период и четыре предшествующих ему периода, и суммой инвестиций. При коэффициенте от 1 до 2 общая ставка налога на прибыль повышается до 25%, выше 2 — до 30%.

Спрашивается, зачем бизнесу платить больше, если он может меньше? Из-за патриотического чувства, к которому взывает Белоусов? В итоге компании горно-металлургического сектора, те самые, которые платят высокие дивиденды и мало вкладывают в амортизацию и развитие, ожидаемо сказали «нет». Ну а Минфин взял под козырек и пошел «дорабатывать» проект с учетом требований РСПП. Пока же «налог на дивиденды» из поправок в НК РФ исключен.

#Экономика