Найти в Дзене
Ильнур Галин

Психологический туризм как способ разрешения внутренних конфликтов

Психологический туризм как способ разрешения внутренних конфликтов : Появлени#ПсихологическаяГазетаПсихологический ой туристской практики, в целом, актуализировало в научном сообществе тему взаимодействия психологии и туризма. В большинстве работ данная проблема сводится чаще всего к двум прикладным аспектам: либо к психологическим факторам консьюмеризма в туризме, либо к анализу туризма как ситуации вызовов экосреды по отношению к личности. Возникшая потребность в психологическом туризме и сам психологический туризм как феномен требуют, на наш взгляд, теоретического осмысления с позиции его коррекционного и терапевтического потенциала, вклада в личностное развитие и самосовершенствование. Психологический туризм как понятие объединяет два альтернативных направления: психотерапевтический туризм и туризм с привлечением психологической компоненты. Оба направления ставят во главу угла проблему совмещения организованного отдыха и профессиональной психотерапии, авторских восстановительны

Психологический туризм как способ разрешения внутренних конфликтов

:

Появлени#ПсихологическаяГазетаПсихологический ой туристской практики, в целом, актуализировало в научном сообществе тему взаимодействия психологии и туризма. В большинстве работ данная проблема сводится чаще всего к двум прикладным аспектам: либо к психологическим факторам консьюмеризма в туризме, либо к анализу туризма как ситуации вызовов экосреды по отношению к личности.

Возникшая потребность в психологическом туризме и сам психологический туризм как феномен требуют, на наш взгляд, теоретического осмысления с позиции его коррекционного и терапевтического потенциала, вклада в личностное развитие и самосовершенствование.

Психологический туризм как понятие объединяет два альтернативных направления: психотерапевтический туризм и туризм с привлечением психологической компоненты.

Оба направления ставят во главу угла проблему совмещения организованного отдыха и профессиональной психотерапии, авторских восстановительных технологий в условиях целебных ресурсов природы и адекватного экстрима, которые восстанавливают психологические и духовные резервы «Я». С такой точки зрения психологический туризм представляет собой экзистенциальное событие для личности, в корне меняющее ее био-психо-социо-духовную природу. Психологический туризм предполагает переоценку личностного опыта, проработку внутренних конфликтов, восстановление этнической, ландшафтно-географической, культурной идентичности человека.

При организации психологических туров актуальность представляет выбор психотерапевтической программы и технологий, исходя из психологических проблем клиентов, часть которых может реализоваться в виде потенциального запроса клиента, а часть может находиться в неосознаваемом для него поле внутренних конфликтов.

Данная проблема побудила нас провести исследование возможностей применения психологических диагностических методик при подборе психологической туристской практики с учетом имеющихся этнофункциональных рассогласований и внутренних конфликтов личности, связанных с ее ценностными ориентациями.

Методологической сущности психологического туризма отвечают три основных принципа гештальт-терапии: принцип концентрации на настоящем в противовес прошлому и будущему, принцип активного участия клиента в терапии, выражающийся в непрерывном поиске новых психологических выходов из проблемы, и принцип комплексного понимания человека в единстве психологического и телесного. Психологический туризм может предоставить гештальт-терапии наилучшие возможности по реализации этих принципов на практике. Туризм как социальная практика предлагает субъекту, в буквальном смысле, выход из привычной для него окружающей среды, установление новых границ контакта с окружающим миром.

Туризм предлагает переорганизацию индивидуального опыта субъекта, приобщение к новым ценностям и смыслам. Туризм инициирует новые гештальты на смену устаревшим и тормозящим развитие личности. Туризм становится субъектом организованного аксиопространства — части социальной среды, специально организованной для положительной динамики личности.

Психологический туризм дает человеку возможность существования «здесь и сейчас», порой разрывая связь с прошлым и будущим, погружая личность в новую для нее реальность. «Реальность» является ключевой метафорой гештальт-терапевтической практики, заставляя человека воспринимать возникшую ситуацию как данность.

Туризм предоставляет человеку ситуации, в которых он может по-настоящему чувствовать свое бытие, отрешаясь от прошлого и не заглядывая в будущее, гибко регулировать контактную разницу при встрече с другими объектами и субъектами среды. Таким образом, экспериментально-феноменологический подход гештальт-терапии прекрасно поддерживается концепцией психологического туризма, побуждая субъекта самостоятельно ставить психологический эксперимент и наблюдать возникающие явления. Одним из важнейших требований гештальт-терапии является фиксация наблюдаемых феноменов самим клиентом, что порождает в нем осознанность своих психических побуждений. Поэтому одним из важнейших элементов психологического туризма является постоянная рефлексия субъекта возникающих в процессе туристической поездки чувств, эмоций, спонтанных паттернов поведения, которые может обеспечить специалист-психотерапевт.

Важнейшим, с психотерапевтической точки зрения, личностным приобретением туризма является возможность восстановления внутренней согласованности