В России пальмовое масло большей частью используют в продуктах питания. Но это количество меньше, чем в странах ЕС, а от мировых лидеров закупок пальмы мы отстаем существенно.
Почему же развитые страны не видят проблем в пальме для еды? Потому что исследования последних лет аргументированно доказывают, что вреда в этом масле нет и его широко используют в пищевой индустрии.
Тем не менее, в Европе все-таки видят проблемы, которые связаны с пальмовым маслом. Корректнее было бы сказать, что не с самим маслом, а с плантациями, которые все больше расширяются, чтобы удовлетворить растущий спрос на пальмовое масло.
Эти проблемы связаны с вырубкой лесов. Европейское сообщество, после того, как вырубило все свои леса, построив на этих землях высотки и промышленные предприятия, теперь говорит о будущем и о том, что страдают легкие земли. Все беды, разумеется, в плантациях масличных пальм, а не в автомобилях, которых на одну семью уже по нескольку штук, не в заводах, которые загрязняют атмосферу, и не в животноводстве, которое дает 15% всех парниковых выбросах.
Почему мы не можем просто использовать другие растительные масла?
Это сложно. Несмотря на то, что выращивание пальмовых масличных культур привело к вырубке лесов и некоторым случаям осушения и сжигания торфяников в Юго-Восточной Азии, масличные пальмы (которые, как ни странно, являются деревьями, на которых растут плоды пальмового масла) имеют относительно высокую урожайность. Это означает, что мы получаем много сырья с небольшого участка земли.
Однако, если бы эта земля была отдана под другие культуры, которые дают не так много урожая, нам, вероятно, понадобилась бы большая площадь для выращивания альтернативных масличных культур. До девяти раз больше, по данным Международного союза охраны природы (МСОП). И это потенциально может привести к еще большему обезлесению.
Пальмовое масло, да или нет?
Вместо полного запрета идеальным путем было бы улучшить планирование новых плантаций, чтобы избежать уничтожения тропических лесов, в которых, как уже упоминалось, мы нуждаемся, обеспечивая при этом устойчивое производство пальмового масла.
Еще в 2004 году, чтобы воплотить это в жизнь, различные заинтересованные стороны отрасли организовали Круглый стол по устойчивому использованию пальмового масла (RSPO). Природоохранная организация WWF является членом и имеет на своем веб-сайте примечание, в котором говорится, что сертификация означает, что "пальмовое масло было произведено социально и экологически ответственным способом”.
Что это нам дает?
Самый лучший вопрос на данный момент… И очень трудный.
Гринпис и другие экологические группы настаивают на принятии государственного законодательства вместо отраслевой сертификации, которая, по их словам, возлагает "ответственность за оценку качества сертифицированного продукта на потребителя".
Имея официальные правила, они считают, что существует большая вероятность того, что продукты, которые мы едим и используем, не будут получены за счет разрушения окружающей среды и нарушений прав человека.
В то же время владельцы бизнеса также могут внести свою лепту, проверив, что никто в их цепочках поставок не способствует вырубке лесов.
Что касается остальных из нас, мы можем узнать, какие из продуктов в наших списках покупок содержат пальмовое масло, проверить, выполняют ли компании свои обещания. Люди же должны добиваться большей прозрачности и более чистых продуктов.