Начало кампании
В 333 году до н.э. Александр Македонский разбил войско персидского царя Дария III и на волне успеха отправился на захват персидских земель. Пройдя через Малую Азию, он вступил на землю Финикии, с богатейшими торговыми городами и по совместительству главной морской базой персидского флота в Средиземноморье - «и кузница, и здравница, и житница». Слух о победе над персами бежал впереди Александра и финикийские города, один за другим, признавали его власть. Македонский царь не трогал городское начальство и только в одном городе-полисе Сидоне он поменял местного царька, симпатизировавшего персам, на его дальнего родственника.
И вот перед Александром город Тир: расположенный на материковой части назывался Старый город, а на острове, в 800-х метрах от Старого города, через морской пролив, Новым городом. Тир отказался признать Александра своим господином. То ли судьба руководства соседнего полиса их не устроила, то ли посчитали островную часть Тира неприступной, то ли стоящий в двух островных гаванях персидский флот им придал смелости, но так или иначе, македонянам - от ворот, поворот.
Александр не стал настаивать, лишь попросил разрешить ему принести жертву Гераклу, в одноименном храме островной части города, на что получил совет, воспользоваться для этой цели алтарем в Старом городе. Надо заметить, что Старый город стоял пустой - все жители перебрались на остров.
Македоняне отправил к финикийцам посольство с предложением капитулировать и сдать остров. Островитяне посольство перебили, а их тела выбросили в море. Во все времена такие действия означали объявление войны.
Царь Тира, его олигархи да и все жители были уверены в неприступности города. В истории Тира были три осады, самая долгая из которых продолжалась 13 лет и с тех пор город считался неприступным. Само название города Тир переводится как скала. Весь скалистый остров был опоясан высокими стенами с башнями в плотную к морю.
Начало осады
Александр повелел начать осаду. А как сухопутной армии без флота (флот воевал в других частях Средиземного моря) взять морской остров? Правильно, по суше, и греческие инженеры начали строить дамбу к острову через морской пролив. Руководил работами Диад Пеллийский. Казалось бы абсурд, что-то там античные историки напутали, но нет. Современные исследования рельефа дна в проливе показали, что глубина не превышала и двух метров и только в некоторых местах доходила до пяти. Так что задача выполнимая и без современной техники.
Работа закипела, в дно забивались сваи, для чего вырубили окрестные деревья, между свай укладывали крупные камни и засыпали конструкцию песком, землей и щебнем. Строительство шло споро, лишь немного замедлилось, когда пошли пятиметровые глубины. Но работы пришлось приостановить, когда насыпь приблизилась к городу на несколько сотен метров. Со стен города строителей стали доставать снаряды из катапульт. Македоняне быстро построили две защитные башни, обшитые воловьими шкурами(противопожарная защита) и работы продолжились. На верхних площадках башен македоняне установили свои катапульты, началась артиллерийская дуэль. Снаряды из катапульт причиняли много вреда осажденным и они надстроили деревянные стены, поверх каменных, что бы уберечься от снарядов.
Вдоль дамбы постоянно курсировали финикийские корабли, обстреливая македонян из луков. Тогда Александр приказал обнести насыпь частоколом, обстрелы прекратились.
В одну из ночей несколько финикийских кораблей подплыли к слабо охраняемой дамбе, перерезали караулы, обвязали башни веревками и сдернули их в море.
По приказу Александра построили и подтащили две новые башни и строительство возобновилось. Теперь башни стали охранять серьезно. Но финикийцы нашли новый, оригинальный способ остановить строительство. Они наполнили старый грузовой корабль чем-то горючим, надо думать маслом, и хворостом, на буксирах подвели к дамбе, подожгли корабль-брандер и разбили его в месте, где стояли башни. Башни запылали, строители и воины на башнях стали прыгать в воду, где их собирали финикийские корабли. В это же время другие корабли с лучниками на борту обстреливали дамбу, не давая македонянам возможность потушить башни.
Рядом с первой дамбой начинается строительство второй, под углом к первой. И хотя расстояние до острова увеличилось, но финикийские корабли лишались свободного маневрирования в проливе.
Продолжение осады
Александр понял, что без флота ему Тир не взять и отправился по покоренным финикийским городам (в Библ, Сидон и Арад). Там ему удалось набрать 80 кораблей, остров Родос внес свою лепту двенадцатью кораблями, но основной флот прислал о.Крит - 120 боевых кораблей. Вот с такой внушительной флотилией он подошел к Тиру и заблокировал его флот в гаванях, кипрская эскадра блокировала Сидонскую гавань, а финикийская Египетскую.
За время отсутствия Александра, прибыло пополнение в несколько тысяч войнов. Строительство насыпей пошло веселей, но македоняне решили ускорить развязку. На нескольких кораблях установили стенобитные тараны. Корабли пошли к крепости, но столкнулись с неожиданным препятствием. На мелководье, у самых стен крепости лежали большие валуны, мешающие подойти вплотную. Македоняне построили на кораблях какие-то приспособления, которые можно назвать корабельными кранами и принялись оттаскивать валуны от стен. Но для этого им пришлось становиться на якорь. И тут финикийцы не оплошали - их «боевые пловцы» ночью перерезали якорные канаты и корабли уносило в пролив. Несколько кораблей разбились о камни. Дальше уже не оплошали македоняне - впервые в истории морского дела они применили якорные металлические цепи. Вот такие новаторы оказались с двух сторон.
Далее финикийцы вспомнили, что есть еще порох в пороховницах. Надо так понимать, что караульное дело у осаждающих было поставлено из рук вон плохо, так как в один из дней, двадцать финикийских кораблей выскочили из гавани и атаковали кипрскую эскадру, блокирующую выход из гавани. Большинство членов экипажей находились на берегу, и не смогли помешать финикийцам жечь свои корабли. Македоняне бросились на помощь киприотам, атаку возглавил сам Александр. Они быстро погрузились на корабли, и успели отрезать финикийцам отход в гавань. Действо пошло обратным порядком, теперь уже горели и брались на абордаж финикийские корабли. Нескольким кораблям все же удалось прорваться в гавань.
Финал
Прошло шесть месяцев с начала осады, армия Александра заканчивала строительство дамбы, а рядом с Египетской гаванью удалось растащить валуны у крепостной стены, и начать долбить стену с кораблей таранами. Образовался пролом, но не достаточно широкий для атаки. Тогда соединили два корабля деревянной платформой, установили на ней высокую башню, перекинули мост на стену и начали штурм. Здесь руководил штурмом Адмет, военачальник и друг Александра. Он первым прыгнул на стену и первым погиб под ударами копий.
Штурмом по дамбе руководил Александр лично. Штурмующие подтащили осадные башни к стене, пробили в ней брешь и натолкнулись на новую стену, которую так же разбили таранами. Македонский царь шел первым и зарубил несколько врагов.
Одновременно с штурмом стен македонский флот прорвался в гавани. Бой со стен и из гаваней переместился вглубь города, защитники Тира дрались за каждый дом, отступая к внутренней цитадели в северной части города. Царю Тира и части защитников удалось закрыться в цитадели. Что бы ее взять требовалось время и новые жертвы. Тогда Александр предложил царю Тира и защитникам жизнь, если они сдадут крепость. Предложение приняли и ворота открылись.
В отношении царя и его свиты Александр обещание сдержал, никто не пострадал, а остальных ждала страшная расправа. Началась резня, где погибло 8000 человек, две тысячи юношей были распяты на стенах города, а 30 тысяч были проданы в рабство на рынках Сидона. Единственными, кому Александр подарил жизнь, стали паломники из Карфагена, им разрешили вернуться домой. Осада, продолжавшаяся семь месяцев, по оценкам античных авторов, стоила защитникам Тира 8000 чел., а армии Александра 400 чел.
Так пал «неприступный» Тир.
Источники: