"Росатом" представил первые публичные результаты проектирования полупогружного судна для перевозки по Северному морскому пути сверхтяжёлых и негабаритных грузов. Сразу две модели были показаны на прошедшей выставке "Нева". Внешне суда очень похожи, блог "Судострой" предлагает читателям посмотреть на отличия.
В мире такие транспортные полупогружные суда классифицируются как Specialized semi-submersible heavy transport vessels (SSHTV). Для подъема груза (например, буровой платформы или подводной лодки) на палубу судно притапливается с помощью балластных цистерн. Затем всплывает и доставляет крупногабаритный груз в нужную точку. Для выгрузки транспортное судно вновь погружается.
Когда-то у Советского Союза, а затем у России было собственное такое судно – Transshelf ("Трансшельф") дедвейтом 40 тыс. тонн. Однако в 2004 году оно было продано голландской компании.
Теперь дело идёт к тому, что скоро вновь появится SSHTV под российским флагом. По заказу машиностроительного дивизиона "Росатома" АО "Атомэнергомаш" были разработаны два проекта полупогружных тяжёлых транспортных судов ледового класса.
Первый проект подготовлен компанией "Атомэнерго" по результатам проведенной в прошлом году прямой закупки.
Судя по представленной информации, судно имеет следующие характеристики:
- длина – 225 м;
- ширина – 40 м;
- осадка по конструктивной ватерлинии (КВЛ) – 9,5 м;
- максимальная осадка – 24,6 м;
- высота борта до грузовой палубы – 12,6 м;
- длина грузовой палубы – около 150 м;
- дедвейт при осадке по КВЛ – 63 000 т;
- ледовый класс РС – Arc5.
Пропульсивный комплекс включает две винторулевые колонки мощностью 9 МВт каждая. Для активного управления в носовой части предусмотрены два подруливающих устройства.
Второй проект разработан именитым финским проектным бюро Aker Arctic Technology.
Судно имеет следующие характеристики:
- длина – 254,4 м;
- ширина – 49,6 м;
- осадка по КВЛ – 10,5 м;
- максимальная осадка – 28,2 м;
- высота борта до грузовой палубы – 14,2 м;
- длина грузовой палубы – 190 м;
- дедвейт – 70 000 т;
- ледовый класс РС – Arc5.
Пропульсивный комплекс включает две валолинии с приводом от гребных электродвигателей мощностью по 10 МВт. Активное управление реализовано с помощью двух носовых и двух кормовых подруливающих устройств.
Если свести технические характеристики в таблицу, то получается следующая картина. Финский проект отличается длиной палубы большей грузоподъемностью, а также маневренными характеристиками.
Что касается текущей стадии, то пока оба судна находятся на этапе концепт-проекта. Судя по тому, что оба судна имеют одинаковый ледовый класс, выбор будет сделан в пользу одного из них. Хотя в прошлом году предполагалась разработка двух проектов ледовых классов Arc5 и Arc7.
Ранее отмечалось, что в число грузов, которые предстоит транспортировать полупогружному судну, входят плавучие энергоблоки. Корпус первого энергоблока с китайской верфи на Балтийский завод должен быть доставлен в начале 2024 года.
По всей видимости, к этому времени должно быть готово и полупогружное судно. Если так, то шансы на его строительство в России не так велики.