Наверное, кто-то удивится, но при всём изобилии новых фильмов и сериалов, с которыми надо знакомиться хотя бы по профессиональным мотивам, время от времени возникает желание посмотреть (пересмотреть) что-то не сегодняшнее.
Что-то, называемое «классикой». Не современное что-то.
«Во все тяжкие» - «Breaking Bad». Вот так могли бы экранизировать Достоевского - если бы наши продюсеры хоть краем сознания понимали, что Достоевский - это не кислые щи школьной программы, а испытание человека главными вопросами: кто я? зачем я? неужели я умру?
Учитель химии Уолт Уайт, лузер и тихушник неожиданно (ага! вот это слово будет определять всю линию развития «Breaking Bad») узнаёт, что у него - неоперабельный рак лёгких. Что ожидает семью - сына-инвалида и глубоко беременную жену, - лучше не думать: от учительской зарплаты бешеных денег Уолтер, как ни странно, не накопил, последние сбережения придётся грохнуть на лечение, которое просто оттянет встречу со смертью.
Свояк Уолта работает в УБН и ловит наркодилеров - именно от него герой узнаёт, какие бабки загребают производители метамфетамина. Судьба подбрасывает Уолту встречу с бывшим ученичком-нарколыгой Джесси Пинкманом, который сбывает зелье - и дальше наша парочка пускается во все тяжкие: варит мет и устраняет конкурентов, не по злобе, а просто, чтобы выжить в этом крезанутом мире.
Степень опасности нарастает с неуклонностью дороги в ад или под откос.
В финале почти каждой серии кажется, что криминальный учитель и его подручный либо сломают шею, либо окажутся за решёткой.
Но не только (и не столько) виртуозно выстроенная интрига заставляет погрузиться в сериал.
«Во все тяжкие» - это анализ той убойной смеси, которая сегодня наполняет головы наставников и воспитуемых, адвокатов и полицейских, бизнесменов и барыг, прирождённых убийц и застенчивых задротов, жён и детей, и даже сценаристов и зрителей. Чуть-чуть морали, плохо усвоенные правила поведения в экстремальных ситуациях, бездна самоуважухи пополам с комплексом неполноценности и слабый отзвук совести. Всё! Хотя нет, есть ещё что-то - и разгадке тайны этого летучего элемента, без которого жизнь станет полным дерьмом, посвящены все сезоны.
Как ни странно, «Во все тяжкие» - на редкость жизнеутверждающее кино. Возможно, не все способны оценить его временами абсурдистский, временами черноватый юмор, но усвоить занимательный и доходчивый урок способны даже самые невосприимчивые зрители. Актёрская игра дуэта Уолта и Джесси (Брайан Крэнстон и Аарон Пол) выше всех похвал; не случайно Крэнстон несколько лет подряд получал премию «Эмми»в номинации «Лучший актёр в драматическом сериале», а в 2010-м году премии удостоился и Пол как лучший актёр второго плана. На память приходят все великие пары: Дон Кихот и Санчо Панса, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, даже Винни Пух и Пятачок (если б Винни начал бодяжить дуркомёд, а его визави стал бегунком, сбывал мёд ослику Иа и стремался офицера УБН Совы).
«Во все тяжкие» - сериал не про маргиналов, на которых можно поржать или ужаснуться их отщепенчеству. Это напоминание нам всем: блюдите, как опасно ходите!
Много ли сериалов, способных совершенно реально вызвать катарсис у подготовленного, у неподготовленного, у любого зрителя? «Во все тяжкие»- именно тот случай.