Кто такой святитель Климент?
Святитель Климент – третий епископ Рима, занимавший кафедру в 90-е годы первого столетия. Он происходил из благородной, богатой языческой семьи. Но благодаря Промыслу Божию через апостола Петра вся семья уверовала в Иисуса Христа. Сам первоверховный апостол посвятил Климента во епископский сан и поставил управлять Римом. Яркая проповедническая деятельность епископа вызвала негодование и гнев языческого населения. И он был сослан императором Траяном в инкерманские каменоломни (недалеко от Херсонеса). Там принял мученическую кончину: его сбросили в Черное море, привязав к шее якорь.
Хазарская миссия братьев Константина и Мефодия
Приблизительно в 860 году в Константинополь было отправлено посольство из Хазарского каганата с приглашением христианских миссионеров – для разъяснения вероучительных вопросов. Император Михаил III и Патриарх Фотий направляют туда Константина Философа (в монaшестве Кирилла) и его брата Мефодия, уже достаточно опытных миссионеров. По пути они попадают в греческий город на территории Крымского полуострова Херсонес (Корсунь). Здесь братья узнают, что мощи священномученика Климента, до сих пор не обретены и находятся под спудом морских волн.
Дело в том, что каждый год в день памяти (кончины) св. Климента вода на неделю отступала, и христиане могли идти как посуху до склепа, неведомым образом сооруженного в толще вод. В нем покоилось нетленное тело святителя. Но последние 50 лет это чудо перестало совершаться.
Узнав об описанных обстоятельствах, Константин Философ призывает епископа Херсонеса с сонмом духовенства и мирян совершить соборное богослужение, в котором бы верующие могли совместно сугубо обратиться к Богу с просьбой об обретении мощей святителя. И чудо вновь произошло. Константин указал место на мелководье, где нужно было копать. Там и нашли останки с якорной цепью на шее. Вопрос их верификации не возник ни у кого: ни у жителей Херсонеса, ни Византии, ни Рима.
Часть останков святителя стала храниться в кафедральном соборе Херсонеса, другую – Константин оставил при себе.
После обретения мощей миссия братьев продолжилась. Они прибыли в Хазарию, где дискутировали с имамом и раввином о вопросах веры. В житии Константина указывается, что победу в диспуте одержал именно он. Во Христа уверовали около двухсот хазар, но каган так и остался приверженцем иудаизма.
Затем братья возвращаются в Византию.
Моравская миссия и ее кризис
В 862 году, по приглашению князя Ростислава, Константин и Мефодий отправляются в Моравию для просветительской деятельности. Моравский князь желал независимости для славянской Церкви. С этой просьбой он обращался к римскому Папе, но тот отказал в просьбе правителя Моравии. В Константинополе также никто не хотел удовлетворять запросы славянского княжества. А поэтому ни Константин, ни Мефодий, направившиеся в Моравию, не были возведены в епископский сан.
Стоит отметить, что братья поехали в эту миссию довольно подготовленными. Они по личной инициативе, при помощи учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеллария разрабатывают славянскую азбуку и переводят на созданный ими старославянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и некоторые службы.
В столице Моравии Велеграде князь Ростислав принял братьев приветливо, радушно, оказав миссионерам великую честь. И народ, услышавший на родном языке слова Священного Писания, богослужения, молитв, радостно стал стекаться к Константину и Мефодию.
При этом негодование немецкого духовенства, действующего с благословения папы на территории Моравии, с каждым днем усиливалось. С их точки зрения богослужение должно было совершаться исключительно на трех языках: еврейском, греческом, латинском. Свою позицию они аргументировали тем, что надпись на Кресте, на котором был распят Иисус Христос, была именно на этих трех языках. Между Константином и немецкими иерархами состоялся диспут, в котором последние потерпели поражение и еще более озлобившись, направили жалобу папе.
Через год случилась трагедия: Ростислав потерпел поражение от восточно-франкского короля Людвига, что подорвало и положение миссии братьев. Соответственно, позиции немецкого духовенства значительно усилились. Так как Константин был священником, а Мефодий монашествующим, их миссия не могла иметь необходимых перспектив развития. Они не могли посвящать своих последователей в священный сан, что существенно ограничивало просветительскую деятельность.
Чудодейственное разрешение проблем. Помощь мощей святителя Климента
Остро назревшую проблему можно было разрешить либо в Византии, либо в Риме. С Константинополем вариант сразу отвергался, так как Патриарх Фотий не был сторонником славянского богослужения. Оставалась только надежда на Рим, тем более, что папа хотел видеть Константина и Мефодия. И братья принимают решение отправиться именно туда. С собой Константин вез мощи священномученика Климента, считавшегося покровителем Рима. Именно упование на благодатную силу, действующую через останки святителя, – единственное, что оставалось братьям.
Папа Адриан II, зная, что братья несут с собой мощи святителя Климента, вышел их встречать вместе с народом. И вновь произошло множество чудес: «Расслабленный человек исцелился здесь, a многие другие избавились от различных болезней». Благодарный папа, обрадованный обретением мощей покровителя города, удивленный, как и все, происходящими чудесами, стал покровительствовать богослужению на старославянском языке. Более того, он, возвел в сан епископа Мефодия – после кончины Константина (Кирилла), и славянская миссия обрела новый статус и поддержку папы. Отныне новый архиерей мог сам рукополагать своих учеников, назначать их на церковное служение.
Обретение мощей священномученика Климента, которое произошло, безусловно, по Промыслу Божию, способствовало преодолению кризиса славянского просвещения. Поддержка дела братьев-просветителей со стороны Бога выражалась в постоянном соприсутствии и содействии им, особенно в кризисных, переломных ситуациях. Вера Церкви состоит в том, что через мощи святых людей действует благодать Божия. Проявление ее именно в тот, особо важный для Кирилла и Мефодия, момент свидетельствует о том, что миссия братьев была богоугодным делом.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #славянская азбука
Текст подготовил Иван Похващев.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»