Найти в Дзене

Итоговое сочинение. К размышлениям о музыке.

То, что вы сейчас прочитаете, не безоговорочные варианты. претендующие на обязательность использования. Пусть это будет руководством к действию. В этом направлении мне как-то мне видится акцент на собственном восприятии.

-2

Могу предложить следующие «кусочки» (нет ничего списанного из интернета, не бойтесь любого «цензора»)

Для малочитающих

В первую очередь, без сомнения, Куприн «Гранатовый браслет». Здесь яркий аргумент в пользу тезисов о том, что

1. Музыка – это голос, дополнение и замена слов, общения

2. Роль книги

Как это может выглядеть?

1. Тезис: На мой взгляд, настоящая классическая музыка, как и должно быть с любым видом искусства, предназначена не для развлечения, а для общения с творцом на его языке. У слушателя и композитора в момент прослушивания совпадают настроение, мысли, формируются взгляды.

Иллюстрацией к моей мысли может стать афоризм Э.Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем». Это, думаю, понимал и Желтков - герой повести А.Куприна «Гранатовый браслет». Не случайно в своём последнем предсмертном письме он просит княгиню сыграть или послушать сонату №2 Бетховена. Музыка рассказала о «чудесном человеке», как называла его хозяйка, гораздо больше, чем письма, чем посещение дома Желткова мужем княгини Шеиной. Вера, надеется читатель, сердцем услышала глубокое чувство безответно влюбленного.

Я прочитал.. в статье Е.М.Пылаева (журнал «Литература», 2009г.) , что сама композиция «Гранатового браслета» созвучна композиции сонаты. Так, первую светскую часть  можно сравнить с  описанием благополучной, весёлой жизни Шеиных, но в ней уже  проходит тревожная мелодия осени. Затем скорбная часть — та самая грустная и печальная, которую должна была прослушать Вера, а затем снова следует возвращение к светскости. Для меня это стало открытием. Ведь это путь княгини Шеиной. Она ненадолго остановилась, осознав искренность и величие любви к ней мелкого чиновника, преследующего её письмами с признаниями в любви, и опять обязательно вернётся к своей привычной светской жизни. (то, что курсивом, можно не писать, это для интереса) Музыка, надеется читатель, смогла «перевернуть» сознание героини.

Мини-вывод      Как и все герои Куприна, чистые, не испорченные условностями цивилизации,  Желтков умеет, жертвуя собой,  тем самым дать другим толчок к новой жизни. И главной движущей силой в этой повести становятся даже  не слова в письмах Жеткова, а музыка - чудесная «Апассионата» Бетховена.

+ о роли книги (взять отдельные предложения (по содержанию) из предыдущего текста) и дописать:

К мини-выводу:  А.Куприн этой и другими  повестями  убедил меня в том, что   любовь-это глубокое чувство, которое «не должно быть примитивным, корыстным. Писатель считал, что «любовь должна быть  величайшей тайной жизни! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Может, это звучит наивно, но кто же из нас не стремится к идеалу, который, к сожалению, очень часто оказывается недостижимым?! Но верить, я уверен.. в этом, надо!

Автор сожалел, что искреннее, естественное чувство бывает побеждено разрушительной силой традиционных светских условностей. И это очень верно подмечено.

2. Для читающих (по теме сосуществования музыки и искусственного интеллекта (ИИ).

Тезис На мой взгляд, сосуществование ИИ и искусство в любом его проявлении неизбежно, ведь прогресс не остановить. Но должна жить именно классическая музыка, которая создаётся не для развлечения, а для общения композитора и слушателя через чувства, через мысль, выраженную в звуках. Без неё, оставшись основной, «музыка», состоящая из однообразных ритмов, как сорняк, погубит человечество, разучившееся чувствовать не двигаясь, думать не крича.

(Примечание: длинновато; по желанию, можно сжать, но поймите главную мысль абзаца. )

Иллюстрацией к моей мысли может стать рассказ современного молодого прозаика и, между прочим, основателя музыкальной группы И.Левшина «Полёт». На борту экускурсионного лайнера встречаются двое незнакомых ранее, но связанных между собой неразрывной линией героев. Один из них - Карл, богач, создавший великую империю искусственного интеллекта «Мишусти», которая была придумана после смерти сына от передозировки. Он вынужден был врать жене, технически воссоздавая голос, слова умершего. Второй – Алекс, обычный человек, сын которого тоже погиб из-за зависимости, но наркотиком для него стала та самая программа, которая научилась создавать иллюзию друзей, иллюзию общения, которая, моментально узнав интересы участника, ограничивала его мысли вычисленной темой.

Героев объединяет не столько семейная трагедия, сколько осознание того, что музыка могла бы помочь найти общий язык со своими детьми. Правда, они боятся себе признаться в этом. Увлечённые блюзом, джазом, музыкой сложной и интеллектуальной, отцы не воспринимали и не хотели даже слушать то, что любили их дети. Мы не знаем имени ни одного из сыновей, но зато автор знакомит с их музыкальным вкусом. Те были увлечены прослушиванием композиций с действительно глубокими подтекстами и высказываниями в своих текстах. А родители, «зависая» в «Мишусти», даже зная, что собеседника на самом деле нет, многие часы проводили наедине с этим искусственным интеллектом, обрекая себя и своих детей на одиночество, начавшееся с разобщения.

Мини-вывод Читатель понимает, что музыка лучше слов может помочь в общении. Она может жить в любых условиях, пока жива в человеке душа и мысль, нужно только приучить себя слушать её, а не ограничиваться тем, что предлагает искусственный холодный и расчётливый разум.

(Этот материал опять-таки можно использовать как аргумент к теме о роли книги. (только изменить некоторые места и добавить)

Кроме того, что хочу помочь выпускникам, хочу и промотивировать прочитать указанные произведения. Они маленькие.

-3

А вот для тех, кого уж совсем воротит от буковок

Тезис: музыка может лучше слов поднять человека на защиту человечности, Родины, родной земли.

Иллюстрацией к моей мысли может стать Симфония № 7 Д.Шостаковича, ставшая символом непокорности русского народа. Создавая её во время страшной блокады, композитор хотел запечатлеть в нотах образ своей страны, которая отчаянно сражается с фашистскими захватчиками. Впервые симфония была представлена миру 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии Ленинграда, перед замёрзшими, голодными, но непокорёнными людьми. В этот день, когда фашисты планировали захватить город, было приказано нанести огневой удар по вражеской артиллерии, чтобы обстрелы не мешали слушать музыку. Став невольными слушателями по радио Ленинградской симфонии, немцы осознали непоколебимую силу русского народа, который может преодолеть любые испытания. Многие фашистские солдаты говорили после окончания войны, что именно в тот день, когда раздались звуки симфонии, им стало ясно, что Ленинград останется неприступным.

Второе название симфонии – «Ленинградская», оно созвучно названию поэмы Ахматовой, написанной в этом же 1942 году. Поэма короткая, всего в нескольких строчках:

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Эти слова созвучны мыслям и чувствам композитора, который говорил о том, что Ленинградская симфония была создана в блокадном городе как ответ фашистским захватчикам, которые хотели покорить СССР.

Мини-вывод

Музыку иногда, как и поэзию, по словам Маяковского, можно «приравнять к штыку», потому что она поднимает дух, вселяет уверенность и желание победить, преодолев самые невыносимые испытания.

Ещё материалы к итоговому сочинению здесь, здесь.