Как часто PR и маркетинг ставят в один ряд, подразумевают одно под другим.
Настало время разобраться, что к чему в этой рекламной солянке. Итак, кто такой маркетолог? И кто такой пиарщик?
PR и маркетинг в чем отличия?
С чего бы начать?
Стартуем с того, что PR – это одна из составляющих маркетинга. Маркетинг – понятие всеобъемлющее, шире чем пиар. Включает в себя множество действий, направленных на увеличение спроса. Задача маркетинга – продать, а уже инструменты у него самые разнообразные, в том числе и PR. Задача PR сделать так, чтобы купить продукт хотелось априори.
Маркетинг работает на базе анализа и креатива. Специалисты анализируют рынок, определяют запросы потребителей, продумывают стратегию продаж и создают креативные рекламные предложения.
Что такое маркетинговые коммуникации?
Под маркетинговыми коммуникациями понимают процесс передачи информации о товаре потребителю. Чтобы захотеть купить товар, потребитель должен о нем знать.
Например, до тех пор, пока на рынке не было влажных салфеток, никто и не догадывался, о том, что они нужны. Всех устраивали вода и мыло. Но как только общество узнало о новом продукте, салфетки заменили ряд других предметов – носовые платки, губки, мыло и полотенце.
Различия PR и маркетинга – кто главнее?
- Если немного утрировать, то маркетинг – это прямое предложение о продаже, а PR формирование потребности в покупке. При этом часто потребитель может и не осознавать, как его подвели к покупке.
- Великий PR подсадил нас на кофе с собой, заставил бросить в сумку пару упаковок жевательной резинки, обязал женщин носить помаду на всяких мероприятиях.
- Маркетинг делает покупку доступной и желаемой в конкретный момент. PR формирует потребность в покупке на длительное время.
- Маркетинг буквальным образом заставляет купить. PR же рождает мысли о том, что нет ничего плохого в такой покупке.
- Задача маркетинговых коммуникаций рассказать о товаре. При помощи рекламы, связей с общественностью, в момент личной продажи. PR не рассказывает о товаре напрямую, он формирует мнение о нем. И если маркетинг ведет к продаже по прямой дороге, то PR будет водить потребителя длинными тропками. Однако это не значит, что методы PR менее действенны, нежели маркетинговая коммуникация.
- Если говорить о базе, то PR ориентируется на социальную психологию и социологию, маркетинг – на психологию потребителя.
PR и маркетинг – сходства и различия в действии
Попробуем увидеть разницу на примерах. Не так давно на рынке появился новый продукт “Nemoloko”. Так вот, задача маркетологов – рассказать о новом товаре. По всем каналам ТВ и в Интернете потребитель слышит, о том, что такое “Nemoloko” и с чем его едят. В Сети – реклама молока без молока, на полках аккуратно выставлено молоко без молока. Все эти действия – старания маркетологов. Растительное молоко активно покупают, льют в кофе, чай и какао.
Но попробовали бы маркетологи провернуть такой же финт лет 50 назад. Когда из каждого утюга в СССР звучало: “Пейте дети молоко – будете здоровы”. Тут маркетингу без PR пришлось бы туго.
Перед выходом “Nemoloko” хорошо постарались пиарщики. Опустим всю экологическую подоплеку товара и не станем отрицать факт, что молоко – продукт не самый дружественный для экологии. Именно благодаря пиару тут и там стали появляться статьи о вреде молока, активно зазвучали слова о непереносимость лактозы и прочие факты, которые наверняка небезосновательны. Но цель одна – подготовить аудиторию к выходу нового продукта и научить думать, что животное молоко – это плохо, а растительное – хорошо.
В коллективном сознании PR – это действия остро привлекающие к себе внимание. Но на самом деле PR – это чаще всего незаметные акции с долгоиграющей перспективой.
PR и маркетинг – это партнеры.
Пиар подготавливает грунт для плодотворной коммуникации с потребительской аудиторией. Маркетинг бросает в эту почву семя. Маркетинг не живет без PR, в PR нет смысла без маркетинга.
“Три вороны” рекомендует использовать оба.
А что больше влияет на продажи в твоей компании? PR или маркетинг?