Обзор книги (2009)
В 1845-1846 годах Герцен публикует роман "Кто виноват?" в журнале "Отечественные записки". По взгляду авторов советской энциклопедии это произведение ознаменовало собой первый социально-психологический роман по своим жанровым характеристикам. Трудился автор над творением в Новгороде начиная с 1841 года. Окончательно закончил его лишь через 5 лет.
Он написан в новом, в так называемом "натуральном" ключе и в идейном и стилевом отношениях очевидным образом примыкающий к гоголевской обличительной традиции. Последняя, однако, получает в данном произведении резкое философское углубление: интеллектуализм и интерес к проблемам человеческого бытия в его исходных, предельных основаниях - характерные черты герценовского умственного склада - заявляют о себе в этом произведении в полный голос.
Роман посвящен жене писателя Захариной. Он соответствует поэтике Натуральной школы литераторов. Постепенно замысел его перерастает рамки данного направления, не ограничиваясь простой констатацией фактов.
Протокольный эпиграф: "А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело то, почислив решенным, сдать в архив" открывает замысел Герцена обозначить вопрос. Ответ многозначный, единого ответа на него мы в романе не найдём.
Содержание произведения своими словами
Главными героями данного произведения являются: Вольдемар (Владимир) Петрович Бельтов, Любовь Александровна, учитель Дмитрий Яковлевич, доктор Крупнов Семён Иванович.
Генерал Алексей Абрамович Негров был из богатой семьи. После службы у него произошла связь с Дуней, а затем он увидел и в итоге влюбился по-настоящему в свою будущую жену Глафиру Львовну, которую довольно-таки строго воспитывала её старая тётушка - старая дева Мавра Ильинишна, не позволявшая девушке гулять, читать. Глаша хотела вырваться из такой жизни и соглашалась выйти замуж за генерала. После свадьбы она попросила мужа взять на воспитание дочь Дуни.
Учитель Круциферский был родом из бедной семьи. Крупов в прошлом помогал ему с обучением и потом устроил преподавателем у Негрова. Люба вынуждена была терпеть оскорбления от генерала, так как у него ещё кроме неё были сын с дочерью. Педагог понял состояние её души также хорошо, как и она его. Он влюбился в Любовь и однажды на балконе признался героине в любви, вручив записку и спутав девушку с Глафирой. Супругу Негрова на эту встречу на балконе подговорил учитель французского. В итоге генерал поговорил с Круциферским о предстоящей свадьбе, намекнув на небольшое приданое невесты. Учитель решился на брак несмотря ни на что.
Герой Бельтов являлся сыном разгульного родителя. Вскоре приехал его батюшка развязного нрава. Он сразу же приударил за Софьей, но та оставалась неприступной, что сильнее злило его. Скоро она попросила разрешения у тётушки уехать в Петербург, где она проживала в женском пансионе мадам Жукур, но друг Бельтова всем рассказал про её мнимую плохую репутацию. В результате сплетен девушку выгнали из заведения. Героиню унижали, оскорбляли и абсолютно нигде не желали принять.
В конечном счете Софье пришлось поселиться в грязной комнате у одной местной старухи и она послала письмо Бельтову как главному виновнику всех своих бед. Он расстроился её посланию. Бельтов приехал за Софией в Петербург и привёз её к себе уже в качестве своей законной супруги. Его тётя не выдержала этого удара и скончалась, так и не захотев увидеть племянника. У героя родился сын Владимир, но его отец вскоре умер от обычной простуды.
Софи наняла для ребёнка учителя из Женевы Жозефа, который воспитал мальчика словно родного. Затем она отвезла сына к дяде мужа в столицу, где тот выучился на юридическом факультете, но такая канцелярская должность в Петербурге быстро утомила его и он уволился. Жозеф уехал от них, оставив им лишь прощальную записку. Бельтов решил обучаться медицине, но и это направление ему показалось не по душе. Тогда герой решил стать художником, но и подобный вид работы наскучил ему из-за отсутствия должного творческого окружения.
Для того, чтобы справиться со скукой, он едет в путешествие по Франции, Англии и Швейцарии. Даже в чужих странах Вольдемар счел себя бездеятельным гостем. Он почти перестал писать матери, и лишь на её именины почтмейстер передал Софи все письма от сына, в которых он оповещал про своё возвращение к ней. Сначала же он хотел попытать счастья на местных выборах города NN, где гармонично проживали Круциферский с Любовью. Все чиновники не взлюбили приезжего богача Бельтова, особенно после его визита к ним. И здесь Владимиру стало грустно.
У Любы с учителем уже рос сын Яша 3 лет. Крупов, зная о состоянии сына Софи, решил отвлечь его, познакомив с семьёй Круциферских, у которых он всегда был принимаем словно отец. В этом же городе была семья Карпа Кондратьича, специально приехавшая на выборы. Его жена, услышав о Бельтове, дала приказ слугам готовить обед и начала собирать дочь на свидание. В результате Вольдемар культурно отказался от её приглашения, а у дочери героини Варвары случился нервный приступ в связи со строгостью матери. Девушке стало лучше только с приходом к ним Крупова. Мать Вари - Мария Степановна в гневе решила пустить клевету по городу о фальшивых интригах Бельтова и Любы. От своей служанки Анны Якимовны она узнала про частые визиты Владимира с Круповым к Любви.
Вскоре Бельтов получил письмо от племянника Жозефа о смерти учителя. Бывая у Любы, он осознал всю силу и возвышенность её души. Ему удалось влюбиться в неё. В одной из бесед он поведал девушке про Жозефа и их случайную встречу в прошлом году в Женеве, где он узнал про работу учителя на родине.
Бельтов сказал про свои намерения участвовать в местных выборах и ночевал у Жозефа, а потом уехал. Однажды, гуляя в общественном саду города, Вольдемар признался жене педагога в любви, но она сказала ему, что любит мужа и расплакалась. В глубине души героиня вполне понимала, что её тянуло к Владимиру. Она ощущала то, что он ближе ей чем Дмитрий. Они обнялись и оба разрыдались. После этого случая у Любы случилась горячка и супруг не покидал её.
Вскоре он заметил, как жена смотрит на приходящего с визитами Бельтова и начал всё понимать. Его страдания доходили до отчаяния и он даже задумался о самоубийстве, особенно после возвращения с дня рождения учителя Медузина, где Дмитрий выпил лишнего. Люба прекрасно понимала его состояние, но боялась сказать правду и сама мучилась от этого из-за собственной гордости. Вскоре у неё заболел сын, но быстро выздоровел. В записях журнала девушка сожалела про встречи с Бельтовым, сильно отличавшегося от Дмитрия своим горячим нравом и стремлением к активной деятельности. Учитель бредил во сне, видя идущих рядом Вольдемара с его женой. Он хотел пожертвовать собой ради её личного счастья. Муж Любы предложил Владимиру уехать из города.
Бельтов признался, что собирается заграницу, но перед этим попросил Крупова передать любимой записку и увидеть её хотя бы на 2-3 минуты. Супруг героини согласился на его просьбу и они встретились в саду. К герою подошел подосланный Марьей Степановной советник. Бельтов оскорбил его в ответ на колкости о даме с Круповым. Он обозвал его сумасшедшим и пригрозил тростью. Перед отъездом Крупов пришел попрощаться с Бельтовым, извиняясь перед ним. К нему также зашел и полицеймейстер по делу об оскорблении советника, но Семён Иванович уладил данный инцендент.
В результате Владимир уехал, попрощавшись со всеми и всё рассказав матери, которая переехала жить в город NN. Она частенько навещала Любу. Дмитрий постоянно молился и много пил. Софья сидела у кровати больной героини, рассказывая ей про Бельтова.
Романтизм произведения Герцена
Главным объектом критики в романе становится романтическое мироощущение, понятое широко - как умозрительное знание, скрывающее от человека грубую реальность жизни и неспособное дать ему силы для противостояния ей. Типичным романтиком сентиментального, "чувствительного" типа выведен Дмитрий Круциферский - разночинец по происхождению, культурный, начитанный, обучавшийся в университете молодой человек, пытающийся строить свою жизнь по идеальным образцам, почерпнутым в поэзии Жуковского, творчество которого сыграло едва ли не определяющую роль в его воспитании.
Высмеивая сентиментальный настрой Круциферского, Герцен заставляет его беспрерывно, почти по любому поводу лить слёзы. Женившись на Любоньке, незаконнорождённой дочери помещика Негрова, Круциферский полагает, что обрёл счастье, которое теперь - поскольку божественное Провидение заботливо опекает всех тех, кто, как он, чистосердечно верит в него, - будет продолжаться вечно. Но вся его наивная философия, а с нею и вера в доброе Провидение разрушаются в один миг, когда он узнаёт, что Любонька, по‑прежнему тепло и нежно относящаяся к нему, по‑настоящему любит другого человека - Владимира Бельтова. Столкнувшись с реальной жизнью, с её сложными и непредсказуемыми проявлениями, Круциферский совершенно теряется, не знает, как себя вести и что предпринять, и наконец находит выход, который подсказывает ему его слабая натура: он начинает пить, чтобы уйти от мучительных жизненных противоречий.
Другой жертвой романтического в широком смысле, т. е. оторванного от жизни воспитания представлен в романе его главный герой Владимир Бельтов. По выходе из университета Бельтов определяется на службу в министерство и, столкнувшись с рутинной, пошлой жизнью чиновничьего аппарата, довольно быстро понимает, насколько она далека от тех идеалов добра и справедливости, которые он поначалу, исполнённый юношеских надежд, собирался привнести в неё. Не совладав с "чиновничьим Голиафом", Владимир прекращает служить, пробует заняться медициной, потом ваянием, но ничем не может увлечься всерьёз, разочаровывается во всякой деятельности и превращается - Герцен прямо намекает на это - в некое подобие "лишнего человека". В соответствии с теориями философов‑позитивистов, разделяемых так или иначе всеми писателями "натурального" направления, бездеятельность своего героя автор стремится объяснить не столько идейными влияниями, духом эпохи и прочее, сколько материальными, социологическими причинами.
Образ главной героини
Носительницей нового человеческого сознания писатель делает главную героиню романа - Любоньку. Дочь крестьянки и помещика Негрова, взятая из милости на воспитание в дом отца, она, в отличие от Круциферского и Бельтова, с детства знала, какой грубой и жестокой может быть жизнь. Но именно это знание закалило её волю, научило, по крайней мере внутренне, сопротивляться "злотворной материи" жизни и сформировало её сильный характер. Полюбив Бельтова, Люба понимает, что не должна стыдиться общественного мнения, которое в силу предрассудков, опутавших сознание жителей города NN, а по Герцену - вообще всё "безумное" сознание прошлого и современного мира, должно считать героиню преступницей и грешницей. Сама она отнюдь не считает себя таковой.
Композиция
В роман включены: дневник Любоньки, письма, публицистические вставки (оказывает воздействие на читателя, с помощью авторских комментарий).
Композиционная структура произведения необычайна. Повествование не сцементировано сквозным сюжетным стержнем. "Собственно не роман, а ряд биографий, мастерски написанных…" - заметил Белинский. В центре повествования - 3 человеческих жизни, разных биографии, судьбы. Любовь Александровна и Дмитрий Яковлевич Круциферские, а ещё -Владимир Петрович Бельтов. Каждый из них представляет собой очень сложный характер.
Образ Любоньки Круциферской несёт на себе наибольшую смысловую, философскую нагрузку. Он существенно влияет на судьбы двух других персонажей. Незаконное чадо отставного генерала Негрова, Любонька с детских лет ощутила жестокую несправедливость человеческих отношений. Трагические условия детства и юности, очень непродолжительное счастье в замужестве за учителем, история её неудачной любви к Бельтову - вся жизнь главной героини выражает её отрешенность от мира, духовное одиночество и неспособность найти себе место в обществе, с волчьими законами которого не могла примириться её гордая и независимая душа.
Глубокая, сильная натура, Любонька возвышается над людьми, её окружающими, над мужем и даже Бельтовым. И она, скрепя сердце, мужественно несёт свой крест. Героиня, впрочем, пытается отстаивать своё право на счастье, но обречена на гибель в неравной борьбе. Слишком жестоки и неумолимы условия жизни. Люба Круциферская - один из самых ярких женских характеров, созданных русской литературой. Она занимает своё место в ряду таких образов, как: Софья, Татьяна, Ольга Ильинская, Катерина, Елена Стахова, Вера Павловна.
Рядом с Любовью - Дмитрий Круциферский. Разночинец, сын лекаря, он прошел нелёгкий жизненный путь. Тихий, кроткий человек, трезво оценивающий свои скромные духовные возможности, Круциферский смиренно переносит повседневные неурядицы, довольствуясь тем маленьким счастьем, которое даёт ему семейный очаг. Дмитрий Яковлевич очень любит свою жену, и нет для него большей радости, чем ненасытно глядеть в её голубые глаза. Но тесен его мир, далёк он от каких бы то ни было общественных интересов. Слишком зауряден Круциферский, и рано он смирился с жизнью провинциального обывателя.
Что хотел сказать автор
Пристально вглядывается автор в историю загубленной жизни и несостоявшихся возможностей этого человека. На примере Круциферского писатель ставит вопрос о крушении личности, лишенной живых контактов с действительностью. Педагог пытается изолироваться от мира. "Кроткий от природы, он не думал вступать в борьбу с действительностью, он отступал от её напора, он просил только оставить его в покое.." И Герцен замечает далее, что "Круциферский далеко не принадлежал к тем сильным и настойчивым людям, которые создают около себя то, чего нет; отсутствие всякого человеческого интереса около него действовало на него более отрицательно, нежели положительно…" Таким образом крушение Дмитрия как личности свершилось бы и в том случае, если бы и не было семейной трагедии. И снова логика романа возвращает читателя к изначально поставленному вопросу - кто виноват?
Чересчур они разные люди - чета Круциферских. Нет у них ни общности духовных интересов, ни даже взаимной сердечной привязанности. Некогда Круциферский спас Любоньку, вызволив её из дома Негрова. И она была ему бесконечно благодарна. Но шли годы, Дмитрий не только сам застыл в своём духовном развитии, но и стал невольным тормозом для Любоньки. Мудрено ли, что их семейное счастье не выдерживает первого серьёзного испытания и рушится. Приезд в губернский город Бельтова и явился таким испытанием.
Владимир играет особую роль в этом треугольнике. Можно сказать, главную. Это человек, наделённый умом и талантом. Проводя жизнь в раздумьях об общих вопросах, он чужд домашних интересов, которые считает пошлыми. Он, как отзывался Белинский, - натура чрезвычайно богатая, многосторонняя. Однако с существенным изъяном - его ум созерцательный, не способный углубляться в предметы и потому - всегда скользящий по их поверхности. "Такие люди, - продолжает Белинский, - вечно порываются к деятельности, пытаясь найти свою дорогу и, разумеется, не находят её".
Героя нередко ассоциируют с Онегиным, Печориным и более поздним - Рудиным. Верно, все они - варианты того общественно-психологического типа, который известен в русской литературе под именем "лишнего человека". Но у каждого из них свои отличительные особенности. У Бельтова сильнее, чем у всех других, выражено стремление к общественной деятельности. Впрочем, это стремление постоянно наталкивается на препятствия. Как пишет сам прозаик: "Бельтов оттого бросался из угла в угол, что его социальная деятельность, к которой он стремился, находила внешнее препятствие. Это пчела, которой не позволяют ни делать ячейки, ни отлагать мёд…"
Но не только во внешних препятствиях затруднения Бельтова. Они и в нём самом, в свойствах его противоречивой натуры, ищущей практического дела и постоянно пугающейся его. Герой ничего не может делать в тех условиях, в каких находится. Борьба и сама жизнь ему не по силам. Ему недостает воли и энергии для преодоления жизненных тягот, и он готов капитулировать перед первой из них. В Бельтове отразился духовный разлом той части дворянской интеллигенции, которая, пережив крах декабризма, не могла найти своего места в новых обстоятельствах общественного бытия России. Главный персонаж ищет свою дорогу в жизни и не находит. И самоустраняется. Разрушив семейное счастье Круциферских, он не может стать опорой для Любоньки и отказывается от неё. Растеряв свои "юношеские верования" и проникнувшись "трезвым" отношением к действительности, Бельтов приходит к осознанию полного своего крушения: "Моя жизнь не удалась, по боку её. Я точно герой наших народных сказок, ходил по всем распутьям и кричал: "Есть ли в поле жив человек?" Но жив человек не откликался… Моё несчастье!.. А один в поле не ратник… Я ушел с поля…"
Драматизм романа
Перед нами прошли 3 человеческих жизни, различных судьбы, по-разному не состоявшихся, и каждая из которых по-своему несчастна. Кто же виноват в этом? Вопрос, поставленный Герценом в самом названии романа, не имеет однозначного ответа.
Драма каждого из 3 персонажей носит общественный характер и отражает неурядицу, в условиях которой протекает жизнь четы Круциферских и Бельтова. Личность подвергается непрерывному воздействию среды. Общество, которое само по себе нездорово и раздираемо социальными и нравственными противоречиями, неминуемо порождает человеческие драмы.