У мамы душа болела. Очень болела. Дочери сорок лет, а как ребенок. Как подросток. Пора бы поумнеть. У нее две подружки, такие же легкомысленные. Встречаются после работы и шляются по городу. Иногда. Примерно один раз в два месяца.
Идут в магазины, или в кафе сидят. А дочь, между прочим, замужняя женщина. И у нее не самый плохой муж. Он, конечно, молчун и себе на уме, однако где другого взять? Зять странный. Он никогда мамой не назовет. Только по имени и отчеству. Ну, да Бог с ним. Все равно муж!
Так вот, вместо того, чтобы спешить домой и ужин готовить, она с подругами по вечернему городу шарашится. Пробовала с ней поговорить на эту тему, но дочь сразу отбрила. Не твое, мол, мама, дело. И рот заткнула.
После этого что? Она замужняя женщина? Нет, конечно, умишка как у подростка. Глупая еще.
Она и с дочуркой как с подружкой разговаривает. Шушукаются и смеются. А с ребенком нужно себя строго держать. Субординация, так сказать. А она – шушукается. А у ребенка – двойки появились. Бабушка своими глазами видела. Дочь с внучкой гулять ушли, она мигом в дневник заглянула. И все увидела. Не сказала, конечно. Промолчала.
О чем дочь по телефону говорит – мать все слышит. Достаточно немного дверь из комнаты приоткрыть. И все слышно. А дочь на кухне громким голосом разговаривает. У нее привычка такая.
Не все понятно. Но по репликам догадаться все-таки можно. И нужно. Потому что человеку сорок лет, а ведет себя как подросток. Мало ли, вдруг в беду попадет? Дочь, знаете, есть дочь. Душа за нее болит.
Например, на днях по телефону кому-то рассказывала, что познакомилась с мужчиной. Назвала его имя и фамилию. Сообщила по телефону кому-то, что этот самый мужчина умный и хороший человек.
Мать, когда услышала, мигом смекнула, что к чему. Ее на мякине не проведешь. Слава Богу, большую часть жизни на этом свете проторчала.
Только как остановить доченьку? Пока она беды не наделала? Если ей прямо сказать, то скандал наделаешь.
И тут услышала, что дочь с этим мужчиной иногда в интернете переписывается. Только как вот в этот самый интернет попасть?
Прикинулась простушкой. Попросила внучку показать. Та и рада стараться. А бабушка не дура какая-нибудь. Ей всего шестьдесят пять. И голова соображает.
Быстро поняла, как включать и выключать. Затем разобралась, как попасть в «Одноклассники». Это, оказывается, просто. Открываешь и попадаешь на страничку дочери. А тут - все они – голубчики и голубки. Все ее друзья и подружки.
Еще пару вопросов внучке задала. Ответы запомнила. Кое-то записала, чтобы не забыть.
На другой день дочь с мужем на работу ушли. Внучка в школу ускакала. Мать в квартире одна. Подлетела к компьютеру. Включила. А у дочери все просто. Никаких паролей: заходи, пожалуйста. Да и все свои. Чего скрывать-то?
Зашла в «Одноклассники». Пошарила бумажку. Уточнила, как того мужика зовут. Нашла. Это просто, оказывается. И написала ему: «Я с вами общаться больше не хочу».
Хотела выключить. Но удержаться не смогла. Подружек разыскала. И каждой написала, что у нее есть семья. И муж. И что муж с семьей дороже всех подружек на свете. И что общаться больше не будет.
И выключила компьютер. Будто не подходила. А как иначе, если у сорокалетней дочери ума, как у подростка? Чего искать с подругами на вечерних улицах? Куда они ходят? У всех семьи. Домой идти надо, а не с подругами в кафе торчать.
А тот мужик? Ни стыда и ни совести! Подкатил к замужней женщине. А та и рада стараться. Совсем дурочка. Как подросток.
На другой день дочь удивилась. Подружки странно себя ведут. И очень огорчилась. Как чужие. Перестали на звонки отвечать.
А мать слышала, как она об этом мужу рассказывала. У нее дверь приоткрыта была. И радовалась. Думала: надо же, как я хорошо сообразила. Положение исправила. Не будет дочь теперь с подругами прыгать.
Скандал разразился через неделю. В выходные. Умная мама не сообразила, что переписка-то осталась. Написала она подругам от лица дочери. И все это сохранилось.
И мужику тому – тоже сохранилось.
Дочь зашла к матери в комнату. Лицо у нее было белое. А губы тряслись. Она сказала: «Не хотела тебя к себе брать. Тебе еще шестьдесят, а ведешь себя как дряхлая безграмотная бабка. Зря взяла. Зачем в мою жизнь лезешь? Мужчина – это юрист. А у меня проблемы с банками. Я сама не справлюсь. А подруги – это моя моральная поддержка».
Мать заплакала. И сказала, что она свою дочь «от беды» спасти хотела. Потому что муж узнает про «мужика» и уйдет. И она, горемыка, с ребенком на руках останется. А с подругами шляться по городу – ничего хорошего. Сейчас полно преступников. Опасно. Домой идти надо, к ребенку и к мужу.
Дочь компьютер запоролила. Перед друзьями извинилась. И перед юристом тоже. А с матерью перестала общаться. Даже доброго утра не желала.
Зять пробовал их помирить. Но у него не получилось. Мать в комнате сидит. Плачет тихонько. А дочь на нее внимания не обращает.
Положение внучка спасла. Она умная, несмотря на то, что двоек по математике нахватала. Внучка сказала так: «Ну, выяснили же все. Выяснили? Дык, чего друг на друга дуетесь? Надо же, а еще меня учат». И все, лед сломался. Помирились они. Свои все-таки.