В середине IX века территория Византии была уже не столь обширной, как во времена расцвета, однако все еще выходила за пределы Балканского и Анатолийского полуостровов. На северо-восточных рубежах империя в то время граничила с сильным государством — Хазарским каганатом. Хазарам удалось установить свою власть на большой территории Крымского полуострова, где у империи находился стратегически важный форпост — город Херсонес.
Византийские императоры были заинтересованы в налаживании дипломатических отношений с каганатом, поэтому в 861 году туда было направлено посольство, в которое вошли равноапостольные братья.
Немного о хазарах
Государство, в которое направлялось посольство, появилось в VII веке и занимало территории Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья. Каганат объединял различные народности, и, соответственно, впитывал их многие культурные и религиозные традиции.
Хронологически первым из монотеистических религий в Хазарию пришло христианство, однако оно не получило там широкого распространения. Войны с арабами принесли в каганат мусульманство, которое пользовалось популярностью у простых жителей. На контролируемой Хазарией территории проживали и иудейские диаспоры, которым удалось привести в свою веру правящую элиту страны.
Из этого государства в 860-861 гг. в Византию прибыли посланники кагана (хазарского правителя) с просьбой рассказать им о христианстве. С этой миссией император Михаил III направляет в Хазарский каганат Константина (Кирилла), уже имевшего опыт проповеди среди мусульман, и его брата Мефодия.
Остановка в Крыму
По пути в каганат посольство посетило Херсонес Таврический и на некоторое время сделало там остановку. Здесь Константин изучал еврейский язык и иудейскую письменность.
Поимо этого, в житии Константина указано, что в Крыму он читал Евангелие и Псалтирь, написанные «руськыми письмены». Существует немало гипотез относительного того, о каком языке здесь идет речь. Многие исследователи полагают: изначально в житии было сказано о сирийском языке. Так или иначе, очевидно, что Константин имел большой интерес к изучению языков.
В Крыму с братьями связан еще один важный эпизод. Во времена Римской империи на этот полуостров ссылали гонимых христиан, туда же был отправлен и святой Климент, папа Римский. Согласно преданию, святой был сослан на каторжные работы в Херсонес, где и претерпел мученическую кончину, — был утоплен в море.
Константин стал инициатором поиска честных останков святого. Равноапостольные братья вместе с архиепископом Херсонеса и благочестивыми жителями города отправились на кораблях к предполагаемому месту казни. С молитвой они начали раскопки и через некоторое время обрели мощи святого.
Часть мощей братья оставили в городе, а другую — Константин сохранил у себя. Через шесть лет эта святыня помогла братьям в деле просвещения славян.
Богословские диспуты с участием Константина
Наконец братья прибыли в Хазарский каганат. Правитель принял их с почетом, после чего Константин вступил в диспут с представителями разных религий.
С иудеями христианский миссионер полемизировал об исполнении Синайского законодательства, великой тайне Боговоплощения и почитании икон, с мусульманами — о пророках и Магомете.
Автор жития Константина приводит следующие слова одного из советников кагана, обращенные к иудеям в завершение диспутов: «Гость всю гордыню сарацинскую поверг на землю, a вашу на ту сторону отбросил как скверну».
Хазарский правитель и его приближенные христианство не приняли, однако разрешили поданным без препятствий приступать к Таинству Крещения. В житии сообщается о том, что после проповеди Константина и Мефодия христианство приняли 200 жителей каганата.
Посольство с почестями было отправлено обратно. Каган по просьбе братьев отпустил с ними около 20 пленных греков.
Обратный путь
Миссионеры возвращались на Родину через Крымский полуостров. Недалеко от Херсонеса, предположительно в городе Фуллы, жители вели языческий образ жизни и совершали жертвоприношения перед большим деревом, считая, что оно оберегает мужчин. Константин, узнав об этом, направился к ним и стал убеждать их оставить языческие верования и обратиться ко Христу. Его проповедь была успешной, жители той местности срубили и сожгли дерево, которому покланялись.
После этого будущие славянские Первоучители отправились в Константинополь. Константин остался в столице, а Мефодий удалился в монастырь.
Это была первая совместная миссионерская поездка братьев. Уже в ней Константин проявил себя не только как блестящий и ревностный проповедник, но и как знаток нескольких языков. Мефодий же — монах и молитвенник, также ревнующий о деле проповеди Евангелия, был спутником и помощник младшего брата. Эти качества позволили братьям стать в дальнейшем Первоучителями славян и удостоиться лика равноапостольных.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые
Текст подготовил Денис Миронюк.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»