Есть вещи, которые на виду у всех, но по-настоящему видят их только профессионалы. (Поэтому так поучительно бывает послушать, что думает о какой-нибудь пьесе Моцарта музыкант, а не обычный слушатель.)
Все мы окружены буквами. Письменные слова сыплются на нас со всех сторон. Они на афишах, плакатах, объявлениях, экранах всех форм и размеров, мы буквально окружены графическими знаками.
Кажется, хаос, но это не совсем так. Тексты, - по крайней мере, рекламирующие что-то, - проходят через знающие руки, и обрабатываются так, чтобы произвести впечатление на зрителя. А для этого они должны быть в некотором роде подобны стихам и содержать рифмы, графические рифмы.
Нагляднее всего это проявляется в логотипах фирм, которые в своей предельной краткости подобны стихотворным миниатюрам.
Возьмём для примера дореволюционную марку обуви (чтобы не возникло подозрений в скрытой рекламе).
Обратите внимание, как рифмуются С и вынесенный вверх правый завиток Х. Круглые бисерины О связывают слово, а нижний росчерк, вылетающий в обе стороны, добавляет образу уверенной слитности.
А теперь, для сравнения, приглядимся к эмблеме одной современной обувной компании:
ессо
Это очень талантливое «стихотворение», которое содержит графические рифмы на трёх уровнях - и это всего-то в слове из четырёх букв!
Смотрите:
- С тавтологически рифмуется с С, это как в стихах, когда слово рифмуется само с собой:
Я иду судьбе навстречу,
Может быть, кого-то встречу.
- Е и О зарифмованы с помощью зеркально воспроизведённых выемок в верхней части знака.
- Все буквы рифмуются друг с другом с помощью подобной округлой формы знаков.
Кроме того, изображение выстроено так, что правая часть почти идеально зеркально копирует левую.
Казалось бы, просто название фирмы, а на самом деле - шедевр графического дизайна. Но, собственно, нам, профанам, этого и не нужно знать. Мы просто смотрим - и талантливое изображение цепляет наш взгляд и заставляет себя запомнить, а бесталанное, как говорил Оскар Уайльд, однажды увидев, забываешь навсегда.