Найти тему
Бумажные комиксы

«Часы Судного дня» Джеффа Джонса: книга 2 (продолжение «Хранителей» перезагрузило Вселенную DC на тысячелетие вперёд)

Вступать в творческое соревнование с «Хранителями» Алана Мура и Дэйва Гиббонса изначально было гиблым делом, потому что изначально было понятно, что любые сиквелы или приквелы безнадёжно отстанут от оригинала. Дописывать за гениями могут только самоубийцы, а слава культового, эпохального произведения столь велика, что любого, кто попытается примазаться к ней безо всякого на то права, если и не растопчут насмерть, то как минимум основательно по нему пройдутся. Это всё было ясно как белый день с самого начала.

Но есть творчество – а есть бизнес. И с точки зрения бизнеса моральные страдания крайне редко имеют право на существование. Соблазн (очень грубо и некрасиво говоря) «срубить бабла» бывает столь велик, что «оскорбление чувств читающих» ни одну корпорацию остановить не в силах.

Я человек бездействия. Который противостоит человеку действия. Для этой вселенной, полной надежды, я являюсь злодеем.
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Так «Хранители» сперва ожили во флешбэках под общим названием «Начало». Посмотрели: вроде бы ничего, не смертельно. Можно поднимать ставки.

Ответственность за продолжение взял на себя Джефф Джонс, не просто один из главных нынешних авторов DC, но главный сегодня архитектор всей этой Вселенной, занимающий ключевой пост в издательстве и курирующий в том числе кинопроизводство.

Безусловно, он не мог не понимать, чем рискует.

Как ни странно, у него – с учётом всех оговорок, поправок и «но» – в общем и целом тоже вроде бы получилось.

Карвер Коулман никогда не слышал о Супермене, потому что некая внешняя сила сдвинула вперёд время прибытия супергероя. Это изменение повлияло не только на данный мир, но и на все другие миры Мультивселенной. Поэтому Супермена впервые увидели не в 1938-м, а в 1956 году. Нет. Октябрь 1986 года. Время прибытия Супермена на Землю опять сдвигается вперёд.
Время его прибытия сдвигается снова. И снова.

Не имеет никакого резона сравнивать «Часы Судного дня» с «Хранителями», проговаривать банальности о том, насколько они очевидным образом хуже, и искать места, где они, быть может, хоть в чём-нибудь всё-таки лучше. Это всё пустое и лишнее.

Важно лишь то, что у Джонса получилось выстроить вполне убедительную концепцию происходящего, насытив её и эмоциями, и нервом. И если первые главы ещё оставляли после себя смешанное чувство неуверенности и сомнения, то ближе к финалу стало окончательно очевидно: перед нами очень продуманный и очень выверенный роман, тщательно подготовленный предшествующими ему произведениями и созданный не столько из-за денег (или, скажем так, не только из-за них), сколько из-за стремления постичь, лучше понять саму эту Вселенную.

– Это я отправил тебе видеозапись с героями, которых никогда не существовало. В качестве доказательства.
– Доказательства чего?
– Того, что существует сила, способная уничтожить не только Супермена, но и всё мироздание. И моё главное свидетельство – одна из жертв этой самой силы. Ты когда-нибудь слышала об Уолли Уэсте?
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

В какой-то мере «Часы Судного дня» отвечают первым делом даже не «Хранителям», а «Кризису на бесконечных Землях» Марва Вулфмена (который явно не зря впервые вышел на русском совсем недавно). Только если разразившийся в середине 1980-х «Кризис» был призван все накопившиеся за десятилетия «баги» разом уничтожить, то Джонс взял планку выше, догадавшись, как можно ВСЁ объяснить – и сохранить при этом.

Оказалось, это если и не «легко», то, по крайней мере, возможно – когда у тебя есть Доктор Манхэттен.

Впервые с 1959 года меня переполняет любопытство.
Заглядывая в будущее на месяц вперёд, я вижу Супермена. Вокруг рушится мир, но, несмотря на оглушающий грохот, я слышу, как Супермен кричит на меня. Глаза его пылают гневом, его кулак стремительно приближается.
А затем я не вижу ничего. Год. Век. Тысячелетие. По-прежнему ничего.
Я больше не вижу будущего.
Интересно… Ровно через месяц… Супермен уничтожит меня? Или же это я уничтожу всё сущее?
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Доктор Манхэттен!

Ключевое звено, впитавшее в себя и прошлое, и будущее! Персонаж, ощущающий себя одновременно и там, и тут, и здесь, и сейчас – везде!.. Легко играющий со временем и способный как предвидеть непоправимое, так и поправлять предвиденное!..

Герой, который больше Бога – во всяком случае, в историях под брендом DC. Которого хорошо было бы придумать, если б его не было, и который был, по счастью, уже придуман! Которого необходимо было просто впихнуть туда, где его недоставало!

Перед тобой самая большая команда из самых крутых чуваков и чувих по эту сторону от Млечного пути. Мы заставили повелителя Апоколипса слизывать дерьмо с наших сапог. Загнали Пожирателя Вселенной в ту же вонючую щель, из которой он вылез. Победили армию злобных кольценосцев, желавших нас поработить. Задали трёпку Бэтменам из альтернативных миров, которые хотели обречь нас на вечные муки. А также навешали люлей каждому суперзасранцу, в чьи планы входило наше полное уничтожение.
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Ну как «просто»… Не так уж и «просто». Как говорится в иных случаях, эта миссия была сложна и даже невыполнима…

Но Джеффу Джонсу удалось с нею справиться.

Обеспечив легитимность и самой Вселенной, и всех последующих её обновлений даже не на годы, не на десятилетия – а на века, на целую тысячу лет вперёд! Как минимум до 2965 года, когда обязательно должно будет случиться очередное пришествие Супермена, уже запланированное в календаре издательства!..

И «Часы Судного дня» – лишь вершина созданного им айсберга, подводная часть которого так или иначе задела и вобрала в себя множество других, давно уже вышедших сюжетов. Все вместе они столкнулись с устаревшим теперь пониманием, как именно устроен мир DC, перевернув его, обновив, осовременив… И дав ничем более не ограниченные возможности бесконечным рестартам, альтернативным версиям и широчайшему полю экспериментов.

Я понимаю, что эта вселенная намного сложнее, чем кажется. И всё в ней связано с ним. Почему он является центром этой вселенной?
Ответственность за сдвиги событий во временной линии Супермена лежит на таких существах, как Анти-Монитор и Вездесущий. Похоже, именно надежда, которую он олицетворяет, всегда была целью тёмных сил. Они пытались перекроить саму его суть. {…}
Следуя их примеру, я принимаю решение изменить эту вселенную, чтобы увидеть, как она формируется вокруг Супермена. Меняя прошлое, я бросаю вызов будущему. И, глядя на то, как рушится реальность, я осознаю, что вопреки мнению многих эта вселенная не является частью Мультивселенной. Наоборот, это вся остальная Мультивселенная на неё реагирует. Вот бесконечное множество параллельных Земель, вот Земля только одна, вот их пятьдесят две, а вот тёмные Мультивселенные – всё это возникало благодаря изменениям именно здесь, в этой вселенной.
Она обособлена от Мультивселенной. Это Метавселенная. И она постоянно меняется.
{…}
Я наблюдаю за тем, как моё вмешательство в развитие этой вселенной создаёт новую реальность.
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Если «Хранители» были по задумке своей «вещью в себе», принципиально законченной и тщательно огранённой, то «Часы Судного дня», даже завершив рассказанную здесь историю, остаются произведением открытого типа, позволяя отныне какое угодно развитие. Что даёт право со всей уверенностью говорить о том, что Джонс не «продолжил за Мура», а с чистой совестью написал всё же своё. Опираясь, конечно, на первоисточник, но не уповая на него. Помня про наследие, но двигаясь дальше. Не без огрехов, но с несокрушимой уверенностью в выбранном направлении.

Так что единственная существенная претензия к этой книге, как мне кажется, может состоять только в том, что вместо двухтомника тут должен был бы быть один увесистый том – чтоб вот всё сразу. Вполне возможно, что как раз в этом вопросе взял своё именно бизнес.

Каждое изменение в Метавселенной делает Мультивселенную больше. Сохраняя каждую эру Супермена. С годами число земель увеличивается. Вскоре к ним присоединяется и та, что была создана благодаря моему вмешательству… После Флэшпойнта и этого перерождения, возникает Земля-52.
Обложка графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка «Часы Судного дня. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Часы Судного дня» Джеффа Джонса: книга 1

«Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса

«Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена и Джорджа Переса

«Флэшпойнт» Джеффа Джонса

«Зелёный Фонарь» Джеффа Джонса: «Самая Тёмная Ночь. Абсолютное издание»

20-й анонс «Бумажных комиксов»: новые истории про Бэтмена!

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!