Найти тему
Ок, МГУгл - РКИ

РКИ в Каире: Дистант неизбежен

Оглавление

Илья Карпенко

С приходом печальной осени с её серыми небесами и бесконечными дождями всё чаще вспоминаются приятные события прошедшего тёплого сезона. Например, Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки в Каире, о котором я уже писал.
Писал-то писал, да не дописал… Ведь там было много ярких событий и выступлений, о которых не грех бы и вспомнить!..

-2

Я намеренно написал «тёплого сезона», потому как проходил этот Форум, организованный ООО «Содружество» и агентством «Россотрудничество» и проведённый в Русском Доме в Каире, в самом конце мая. А улетала из Египта наша сдружившаяся там за эти несколько дней команда русистов в первый день июня. Так что мероприятие получилось весенне-летним. Хотя жара в Каире царила недетская – за 40, и плотное пыльное марево над пирамидами в долине Гиза застилало горизонт начиная с самого раннего утра…

Форум был особенно приятен тем, что стал постковидным, то есть прошёл после затяжного, больше года продлившегося всемирного карантина (международного локдауна). Но я очень надеюсь, что не междуковидным – тьфу-тьфу, не сглазить бы!..

-3

АКТУАЛИИ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

Название этого своего опуса я первоначально хотел сопроводить вопросительным знаком. Однако прошедший в Каире «слёт экспертов» по РКИ с очевидностью показал, что ДИСТАНТ НЕИЗБЕЖЕН! Как говорят в Одессе, ТАКИ ДА! И на сегодняшний день речь не идёт о том, будем ли мы с этим жить. Мы с этим уже живём, хотим мы того или нет! А потому на Форуме в Каире по преимуществу обсуждали, ЧТО нам делать и КАК с этим жить дальше.

Конечно, затронули немало «узких мест» в методике преподавания РКИ (проблемы мотивации, игровые и иные современные методики; языковые центры и трудности «на местах»); говорили об учебниках (опять-таки с учётом новых реалий, а также – ориентированных на арабоговорящий контингент); много внимания уделили нашему главному – детям! Конечно же, детям-билингвам / -полилингвам…

Но главная «актуалия» текущего момента – это то, что о дистанционке теперь говорят, как о некой ДАННОСТИ.

-4

В РАЗНЫХ ФОРМАХ, НА МНОГИХ ПЛАТФОРМАХ

Конечно, «удалёнка» – это крайность. После полутора лет ковидемии и «совместной жизни» с этой коварной тварью – Ковидлой, как её называют соседские старушки, сей факт стал очевиден: дистанционное образование – это эрзац, замена полноценному очному, его применение в чистом виде возможно лишь в чрезвычайных обстоятельствах. (Хотя власть предержащие, как показывает практика, могут им воспользоваться; СМ. ТУТ: «Что год учебный нам готовит?».)

Однако смешанные, гибридные формы онлайн- и офлайн-обучения неизбежны и даже по-своему хороши! Но, как известно, у каждого монастыря – свой устав. В том числе и у монастыря под названием «ДИСТАНТ». И прежде чем туда соваться, этот «устав» надо хорошенько изучить…

-5

РОСКОШЬ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ

В своей книге – сборнике эссе «Планета людей» Антуан де Сент-Экзюпери писал:
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Во времена Сент-Экзюпери ещё не было интернета. Иначе он бы обязательно добавил: «…роскошь ЖИВОГО человеческого общения»!

К сожалению, из-за COVID’а и пандемии мы были поставлены в условия дистанционного преподавания. Наряду со всеми плюсами «удалёнки» (а они есть) присутствуют очевидные минусы (и их даже больше, чем плюсов).

-6

На мой взгляд, самая большая проблема «удалёнки» – затруднён эмоциональный контакт со студентами, отсутствует обмен энергией между преподавателем и учащимся, о чём я писал в статье «Каков коронавирус на вкус?».

На мой взгляд, как раз эмоциональная составляющая нашей работы – это самая большая проблема удалённого обучения. Именно это, а не отсутствие онлайн-учебников, пособий, тренингов, аудиокурсов и т.д., и является главной проблемой дистанта. Поэтому возникает вопрос о том, как сохранить эту эмоциональную основу, причем сохранить её даже в удалёнке.

-7

Да, мы были поставлены в форс-мажорные обстоятельства, но мы их успешно преодолели. Как говорится, «русский мужик долго запрягает, но быстро ездит». Появилось множество платформ для удалённого доступа и корпоративной работы: Zoom, Zoho, Microsoft Teams, «Яндекс.Телемост»; никуда не делся наш добрый старый «Скайп». Появились также системы для онлайн-обучения: Blackboard, Moodle, Canvas, Vebinar и Вебинар FM, Google Classroom (или «Гугл Класс»), какой-то новый Open Class… И даже «Ломоносов»! И постоянно появляется что-то новенькое – за всем просто не уследить!

Наши коллеги разрабатывают свои образовательные порталы по обучению РКИ: Гос. ИРЯ имени Пушкина – давно и успешно работающий портал «Образование на русском»; РУДН в создании онлайн-платформы по изучению РКИ даже объединил свои усилия с компанией МТС; не отстают в этом и другие крупные вузы.

Но что, к сожалению, мы видим? То, что количеством мы пытаемся заменить качество обучения. И многие коллеги констатируют тот прискорбный факт, что это качество падает: обучаемые нами студенты не дотягивают для поступления в российские вузы! Причём это касается как иностранцев, так и студентов из стран СНГ…

(ПРОДОЛЖЕНИЕ – ЗДЕСЬ!!!)

-8