Найти в Дзене
Репортёр

«Wikileaks возник ниоткуда и сразу же изменил мир»: общество приветствует репрессии против человека, который открыл миру правду

«При помощи чего обычный человек может сказать «нет» власти, сверхдержаве? При помощи математики. Ты можешь зашифровать свой разговор с другом так, что, сколько бы ресурсов ни было у сверхдержавы, она не сможет узнать его содержание… У меня есть миссия, которую я пытаюсь выполнить… Сделать цивилизацию более справедливой и умной. Для этого нужно, чтобы знания стало больше».

Сегодня ЮНЕСКО отмечает Международный день ​​всеобщего доступа к информации.

В то же время СМИ сообщают, что ЦРУ в 2017 готовилось к похищению и даже убийству журналиста-расследователя, основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа именно за то, что он обнародовал общественно-важную информацию. Сейчас Джулиан находится в лондонской тюрьме в ожидании решения об экстрадиции в США, где его могут ждать 175 лет тюрьмы по обвинению в посягательстве на нацбезопасность. Ни разу до того в истории США журналиста не судили по этой статье, поскольку право свободно собирать и публиковать информацию закреплено в 1-й поправке к Конституции США. Но не в этот раз.

«Wikileaks возник ниоткуда и сразу же изменил мир. Уже в 2010 году были обнародованы афганское и иракское досье (крупнейший слив военных секретов за всю историю), в которых документирована массовая гибель мирных граждан от действий американских военных и частных военных компаний. В конце 2010 года Wikileaks опубликовал сотни тысяч дипломатических депеш, дающих картину нравов и методов американской дипломатии. Пока на сайте Wikileaks появлялись документы из Сомали, Швейцарии и других стран, - пишет главный редактор «Репортёра» Виталий Лейбин, - мировой истеблишмент не рассматривал его как важнейшую угрозу; именно американские сливы спровоцировали войну».

«В 2010 году «РР» стал первым в России партнером WikiLeaks — другие медиа поначалу отказались, чего-то опасаясь. «Либеральные» и «прокремлевские» упреки в наш адрес сводились к тому, что либо сам WikiLeaks, либо «РР» якобы фальсифицирует документы в угоду той или иной позиции. Обеим сторонам видится заговор — расходятся они только в оценке его направления.

Те и другие элиты боятся всего несистемного, когда непонятен источник угрозы. Никто не мог поверить, что небольшая группа романтиков могла настолько изменить историю. Сейчас уже глупо говорить, что Ассанж готовил компромат на Россию; скоро будет очевидным, что так же глупо говорить, будто он работал на Россию».

«В вину Ассанжу ставят именно публикации, неудобные элитам, и это даже не маскируется этическими аргументами. Множество людей, включая журналистов — тех, кто еще недавно стоял на позициях защиты прав человека, — открыто одобряют арест. Похоже, это самый серьезный слом мировой системы медиа за 75 лет».

«Современная журналистика родилась после Второй мировой войны в результате осмысления свершившейся катастрофы. Идеи свободы слова и ценности человеческой жизни стали всеобщими — даже самым жестким режимам приходилось маскировать цензуру и презрение к жизни и достоинству людей, а некоторые страны достигли высокой степени свободы слова. Никто не оспаривал тот факт, что свобода информации — важнейшее благо.

И вот сейчас общество приветствует репрессии против человека, который открыл миру правду. Мы вернулись в практику старой Realpolitik: никакого снисхождения к врагам, «кто не с нами, тот против нас». Для того чтобы одобрить репрессии, достаточно сказать, что Ассанж — агент Кремля. И все, никаких моральных угрызений».

«Мы наблюдаем радикальную смену правил игры в мировой системе. Теперь котируются не правда и открытость, а только то, поддерживаешь ли ты сильных, насколько ты на «правильной» стороне истории».