Найти в Дзене
Скобари на Вятке

Пропащее болото.

Очень мне понравилось это моховое болото. Его все в селе называли Болото у большой сосны. Сухое, чистое, с островками, на которых много деревьев. (Мне, выросшему на Псковщине, это болото напоминало мою далекую родину). Здесь я собирал бруснику, добыл своего первого глухаря, видел лося с такими огромными рогами – лопатами, каких нигде больше не видел.
Сюда же уже по снегу мы с товарищами однажды приехали на охоту. Это я их уговорил, втайне надеясь добыть того рогатого лося. Я и в загон вызвался сам идти. Товарищи мои стали на номера, а я, обогнув это болото, стал прочесывать все островки, в которых должен был прятаться мой заветный трофей. Прошел уже половину болота, а выстрелов все не было, значит, загон пустой. И захотелось мне поозорничать – я изобразил детский плач, как плачут совсем маленькие дети, груднички. Хорошо так проплакал, с душой, громко. Мне даже показалось, то ли эхо ответило, то ли кто-то из охотников поддержал мой почин.
Вышел я из болота точно к сосне. Возле нее уже стояли все мои товарищи и о чем-то оживленно спорили, показывая руками в сторону загона.
- Всё, уходим! – сказал один из охотников, увидев, что я вышел к ним, и все быстро зашагали по дороге в сторону деревни Титово, где мы оставили свою технику.
- А что случилось? – спросил я моих «сотоварищей».
- Ты детский плач слышал?
- Так это я пошутил!
- Твои вопли мы сразу распознали, а другое ты слышал?
- Что-то вроде было.
Титово – давно нежилая деревня. Только на берегу небольшой лесной речки стоит наша охотничья избушка. Сюда мы и пришли, нигде больше не останавливаясь. В избушке печь затопили, обед приготовили.
- Ну, теперь-то вы можете мне рассказать, что там, на болоте, случилось?
Мужики запереглядывались:
- Так он же не местный. Откуда ему знать?
- Нехорошее это болото. В старину его называли по-другому, Пропащее болото. Люди там пропадали. Сейчас давно не слышно, а раньше пропадали. Старики рассказывали, что пойдут туда люди, к примеру, ягоды собирать, и вдруг где-то недалеко ребенок заплачет, кто-то пойдет проверить, что это за напасть, и всё, уже не возвращается. Ходили, искали пропавших, но ни клочка одежды, ни косточки – ничего не находили. Туда и охотиться никто никогда не ходит, да ты всех нас взбаламутил.

… Прошло много лет - на Пропащее болото я больше не ходил, а вот в Титово часто бывал. Мне понравилось осенью грибы там собирать. Я нашел в лесу старую дорогу, на которой росли грузди, рыжики, волнушки. Все грибы хорошие такие, крепкие – боровые. А как-то мне однажды не очень повезло. Добрался до грибного места – и пошел дождь. Какие тут грибы? Собрался я, было, возвращаться к охотничьей избушке, и тут совсем недалеко от меня… заплакал ребенок! Горько так заплакал, разом, навзрыд! Я прямо ошалел – в такую даль! с маленьким ребенком – грудничком! в дождь! какой-то идиот пришел грибы собирать! И вдруг я все понял! Я скинул ружье с плеча, переломил скорее стволы – патроны улетели куда-то в траву. Черт с ними! В оба ствола я загнал пулевые патроны и рванул подальше от этого «ребенка»! Хотел на дорогу выскочить, но как раз там и заревела медведица. Тогда я ринулся правее, знал, что там есть другая дорога, которая тоже ведет в сторону Титово. Но уже поздно : разъяренная воплями своего малыша медведица засекла меня и кинулась мне наперерез. На другую дорогу я успел все- таки выскочить, она была изрядно заросшей. Это плохо – стрелять придется накоротке, когда мамаша будет уже передо мной. В атаку она бросилась сразу! Я, правда, видел только хребет ее. Но в метрах 7-8 от меня она резко остановилась, заревела еще громче и стала рвать траву, осоку. Клочья земли полетели во все стороны! Она остановилась, а я пошел по дороге. Она оббежала меня вокруг и пошла в новую атаку, но опять, не добежав такое же расстояние, резко затормозила и стала крушить все вокруг себя. А я все шел, сжимая ружье. Медвежонок тоже шел, за мной шел и орал, будто я его на самом деле смертельно обидел. Медведица продолжала меня преследовать, имитируя атаки. Она все так же ревела, еще взмыкивала, как корова, и мне показалось, даже плевалась. Интересное явление – у меня слух настолько обострился, что я слышал каждый шаг медведицы и каждый всхлип медвежонка. В голове мелькнула шальная мысль – выстрелить в воздух из ружья и сразу опять перезарядиться. Но нет, испуганный медвежонок так завопит, что медведица уже не остановится. Но вот дорога закончилась, и я вышел на большую поляну перед самой деревней. Я встал посреди поляны, развернулся в сторону леса и уже спокойно, но громко сказал: « Теперь выходи, если хочешь. Я тебя не боюсь». Никто не вышел. Тогда я с большим наслаждением выстрелил из одного ствола, потом из другого вдоль заросшей дороги. Пули с визгом защелкали по деревьям. Вот так-то!
Не знаю, отчего я так расхрабрился, но через недельку я решил навестить и Пропащее болото. До Титово доехал на мотоцикле, а дальше пошел пешком. Вот моя грибная дорога, вот где-то здесь испугался медвежонок, этот симулянт, и позвал свою маму на помощь. Наконец, добрался я до сосны у болота. А вот дальше… Все болото, оказывается, за эти годы заросло березником, да так густо, что через этот молодой лес даже не протиснуться. Я попробовал поискать какую-нибудь лазейку, безрезультатно – болото меня к себе не пускало. Нет, я и через заросли пробовал протискиваться, но хватило меня метров на десять. Потом, стоя на краю болота, я все-таки решил бросить вызов судьбе – поплакал по-детски. Однако вышло это как-то не так, фальшиво, без веры, что кто-то отзовется. И тогда я сказал в сторону болота: « Теперь ты не Пропащее, а Пропавшее. Всё! Нет тебя!» Повернулся и, не оглядываясь по сторонам, пошел домой.

(Щеглов Владимир)

#рассказы из жизни

#охота

#лес

#мистика