«Холодный расчёт» — фильм-искупление, а вовсе не история возмездия, на что, как может показаться, намекает слоган. Концепция нетривиальная, свежая, но оставляет ощущения неуместного аль денте.
В центре сюжета бывший надзиратель тюрьмы Абу-Грейб, где к заключённым применялась методика допроса, основанная на травматическом стрессе, — варварская процедура, призванная сломить личность человека. Некоторые ломались навсегда.
Опьяненные властью тюремщики в экстазе изощренной пытки нередко доходили до точки невозврата. Уильям Телл был одним из них.
Преступление против человечности привело героя в тюрьму, где Телл научился считать карты при игре в блэкджек.
И вот отмотав срок, Уильям с сумкой простыней и чувством вины наперевес таскается по американским казино, останавливаясь в скромных придорожных мотелях. Знакомств не заводит, о себе не треплется. Регулярно выигрывает, но всегда довольствуется скромными суммами. Любой пик для Телла — губительный триггер.
Айзек хорош. У него нетипичный персонаж: соломенный, но и сильный в то же время, непроницаемый, но ранимый. Играет актёр правдоподобно в полном понимании своей роли, но коллеги по кадру ему не помогают.
Героиня Тиффани Хэддиш театрально флиртует и почему-то носит одежду не по размеру, а для персонажа Тая Шеридана небрежно прописана мотивационно-драматическая линия. Придется включить диванного психолога, чтобы разобраться в процессах, которые им движут, ибо на человека, одержимого местью, за коего парнишка пытается себя выдать, он не похож с первого взгляда. Но даже добравшись до сути персонажа, не проникаешься должной эмпатией. Вот по щеке юноши скользит горькая слеза, разрывающая барьер мнимого безразличия, обнажая маленького напуганного ребёнка, а ты ничего не чувствуешь.
Аналогичную по аморфности эмоцию вызывает герой Уильяма Дефо, являющийся центром гангрены, разрушившей жизни обоих героев. И вроде ясно, что Пол Шредер намеренно оставляет персонажа в тени, подчеркивая мысль о том, что каждый человек сам несёт ответственность за свои поступки, но все-таки и зритель заслужил маленькой роли в кинодействе, однако возможности сопереживать нас лишают, предлагая остаться сторонним, незаинтересованным наблюдателем.
Диалоги куцые, иногда надуманные, даже вымученные. Темп замедленный. Динамика? Какая динамика? А ведь частично это фильм о покере! Но самая азартная в мире игра становится иллюстрацией патологической осторожности героя. Игра без риска = жизнь без кайфа.
Но вот в чем фильму не откажешь, так это в тонкой иллюстрации Америки. Никакого глянцевого забора небоскрёбов, заселённых сытыми, хорошо одетыми и благополучными людьми, и никаких утопающих в клоаке гетто, служащих им антиподом. Метафорой страны становится человек: одетый в звездно-полосатый принт, жадный до славы и денег игрок покера по прозвищу «США», появляющийся у стола под громкие аббревиатурные скандирования и полные презрения взгляды других игроков. Все знают, что он даже не американец, но молчат и терпят его присутствие.
У этой истории есть ценная в век дублей индивидуальность и, определённо, характер — немудрено: режиссёр и сценарист — человек, написавший сценарии, пожалуй, самых значимых фильмов Мартина Скорсезе: «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа», «Таксист». Идейным продолжением последнего «Холодный расчёт», в общем-то, и является. У Уилла Телла и Трэвиса Бикла общее желание — очистив мир от скверны, спасти невинные души. Но, увы, человек — не Бог, о чем Пол Шредер напоминает зрителю финальным кадром, цитирующем знаменитую фреску Микеланджело.
Определённо фильм Шрёдера найдёт своего зрителя. Но шанс, что им окажетесь именно вы, — увы или к счастью, невелик.
Увы — для зрителя, к счастью — для Пола Шредера, ведь он и не думал понравиться всем.
Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!