Найти тему
Катехизис и Катарсис

Налоги в Древней Руси

В нашем мире обыденностью стали всевозможные налоги, отнимающие у честных трудящихся их честно заработанные деньги. Но немногие представляют себе, как развивалась в разных странах налоговая система, берущая свое начало еще в глубокой древности. Нам неплохо известно про развитие налогообложения в Древнем Риме и Византии, но что было на территории нашего Третьего Рима несколько столетий спустя? Как мы дошли до жизни такой и какие современные налоги имеют очень древние корни? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в цикле заметок по налоговой системе Руси до начала правления Петра I.

На заре древнерусской государственности территория, которой управляли первые Рюриковичи, представляла собой конгломерат полунезависимых племен, скрепленных между собой властью местной "ЧВК" - дружины во главе с князем. Компании вооруженных мужчин нужны были ресурсы для беззаботного существования, для чего был создан институт полюдья — первый протоналог на Руси, взимавшийся князем с подчиненных племен в результате ежегодных турне во главе дружины по своим землям либо привозимая делегатами от племен непосредственно ко двору князя. Не стоит отождествлять дань и полюдье, потому как, по наблюдению А. Горского, полюдье было регулярной податью, производной от дани, собиравшейся время от времени с покоренных земель, а также добровольных подношений соплеменников, имевших место быть во времена родоплеменного устройства и оформившихся в постоянную эксплуатацию с появлением союзов племенных княжеств. Таким образом, «полюдье» стало термином, обозначающим систему сбора дани и включившим в себя иные формы содержания князя и дружины со стороны общинников-земледельцев. Для удобства в тексте полюдье и дань взаимозаменяются, но стоит понимать, что это упрощение не вполне верно.

До начала правления Олега aka Вещего князья, а ранее каганы просто время от времени вторгались на территории разных народностей и отбирали млеко, курки и яйки, убивая всех несогласных. А вот при самом Олеге массово распространилось установление мер полюдья, заимствованные у хазар и варягов: «с дыма» (с одного родового хозяйства, чаще — дома), «с рала» (с одной сохи или плуга), «с мужа» (с одного мужчины в племени). Для свежепокоренных территорий чаще всего устанавливалась легкая дань в расчете на завоевание лояльности местного населения, как было в 884 г. с северянами, однако имело место быть и введение больших поборов в случае неповиновения, как сделал Олег за год до этого с древлянами. Постепенно для всех племен, входивших в ореол подчинения князю, создавалось подобие установленного объема дани и порядка ее взимания, тем не менее, проследить за точностью сбора податей и их регулярностью было невозможно из-за отсутствия как такового административного аппарата, из-за чего князю по-прежнему приходилось разъезжать по всяким вятичам, словенам и прочим радимичам и стряхивать с них ресурсы, нередко в том количестве, которое определил сам князь. Такой произвол не мог не привести к восстанию, что и случилось в 945 году, когда разгневанные повышением дани древляне, никогда не проявлявшие особой любви к «центральной» власти, попросту убили князя Игоря, решившего, что собрать дань аж три раза у одних и тех же людей — хорошая идея.

Жена Игоря - княгиня Ольга, наученная горьким опытом мужа, решила сформировать реальную систему стандартов полюдья и мест сборов, что могло существенно разгрузить самого князя и его дружину, а также снизить число недоимок и противодействий сбору дани со стороны особо отбитых племен. Так появились известные всем уроки (размеры полюдья) и погосты (места сборов). Отправление на места княжеских уполномоченных, именуемых емцами, вирниками или данщиками, позволило создать как таковую местную администрацию, подчиненную Киеву. Однако людей постоянно не хватало, погосты жили только в сезоны подвоза ресурсов из близлежащих земель, из-за чего даже в XI и XII веках князья очень часто отправляли на сбор дани знатнейших бояр и воевод, которых по прибытии в ту или иную область обеспечивали провизией местные жители, что было как бы частью их постоянных обязательств перед князем и вылилось впоследствии в оформление полноценной системы кормлений, когда княжеские управленцы получали от населения не только натуральное довольствие во все время несения службы, но и право на сбор определенных налогов исключительно в свою пользу.

Примерно в правление князя Владимира на Руси появились и первые штрафы: виры (за тяжкие преступления) и продажи (за незначительные проступки), уплачивавшиеся провинившимся в пользу пострадавшего или князя. Эти взыскания поначалу соседствовали с таким занятным реликтом древности, как кровная месть, которую Ярослав Мудрый в бестселлере «Русская правда» объявил нормальным возмездием за убийство, поставив в эквивалент мести денежные компенсации, по размеру зависевшие от социального статуса погибшего. Его сыновья в отредактированной «Правде Ярославичей» полностью отменили кровную месть, заменив ее вирами. В таком виде штрафы, как и вся налоговая система, прошли через удельный период почти без изменений, ведь, как заметил историк В. Захаров: «правившие в отдельных землях князья использовали опыт, традиции, принципы сбора налогов, существовавшие при киевских князьях. Сохраняют свое значение нормы, зафиксированные в «Русской правде», недаром текст ее Пространной редакции с подробным перечислением всякого рода вир, продаж, пошлин складывается в начале XIII в., когда политическая раздробленность сохраняется в полной мере».

Накануне начала раздробленности в Киевской Руси появилась важнейшая часть налоговой системы любого государства — косвенные налоги, иначе — пошлины. Взимались они с обращений в суд, торговых сделок, перемещения и хранения товара, его взвешивания, клеймения и т. д. Древнейшей пошлиной стал мыт, который брали с купцов за проезд через княжеские границы и заставы. С развитием торговли князья стали строить на своих землях мосты, дороги, ставить заставы для защиты купцов — все это оправдывало увеличение числа косвенных налогов, основное бремя которых ложилось на торговцев: появились налоги за перевоз по реке, проезд по мостам и даже за число голов скота на рынке. Нахождение на важной торговой артерии поначалу приносило в казну князей немало средств, однако со взятием Константинополя братьями-католиками путь «из варяг в греки» пришел в упадок, из-за чего русские княжества потеряли и деньги, и возможность постоянного получения европейских товаров.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговая система домонгольской Руси сформировалась примерно к концу X века из даннических отношений времен племенных союзов, превратившись в постоянную корпоративную эксплуатацию со стороны князя и дружины, а также комплекса штрафов и косвенных налогов. Получив установленные размеры и режимы сбора, она стала главным источником доходов сначала Киевской Руси, а потом и удельных княжеств. В почти первозданном виде налоги прошли через период политической раздробленности, будучи закрепленными в ряде нормативно-правовых актов, в корне изменившись только в период ордынской зависимости, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Автор - Дмитрий Сычёв