Найти тему
Горби-рок

Советские рокеры довольны гласностью (The News Journal)

Оглавление
The News Journal, 1987
The News Journal, 1987

Motley Crue, берегитесь, «Звуки Му» уже близко.

Звуки кого?

Хотя они все еще не известны в свободном мире, некогда запрещенные советские рок-группы поднимаются все выше, чтобы вдохнуть свежий воздух творческой свободы.

Большинство групп продолжают прозябать по гаражам: их звук вторичен, аппаратура устарела, карманы пусты. Но это дико прогрессивная сцена по сравнению с тем, что было до перестройки, когда рок-музыка была ниже плинтуса, и музыканты, рискуя арестом, усердно собирали фан-базу за счет тайных концертов и самодельных записей.

Сегодня советские магазины пластинок заполнены новинками таких отечественных коллективов как «Рондо», «Машина времени», «Круиз» (хэви-метал) и «Секрет» (битловская четверка в одинаковых костюмах и с такими же прическами).

Советские подростки по-прежнему предпочитают западных кумиров, однако уважение к местному року определенно растет. «Когда я был младше, мне нравились только американские группы, — говорит 23-летний сотрудник типографии Вадим Андреев, — но сейчас советский рок стал лучше, и я поддерживаю происходящее в стране».

Местные группы выступают по вечерам в ресторанах и на фабриках. Из этой среды вышла первая всесоюзная рок-звезда, группа «Аквариум» автора-исполнителя Бориса Гребенщикова, называемого «любимцем гласности».

Из-за того, что Гребенщиков не сотрудничает с «Росконцертом», он считается «неофициальным». Вместе с тем его неразрешенные концерты не разгоняют, ему даже выдают оклад как драматургу.

Удивительно, но советские чиновники разрешили Гребенщикову разведать студии для записи в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Он надеется вернуться в Штаты этой зимой, чтобы, возможно, поработать со Стингом и другими западными артистами.

«Это было очевидно, — говорит 33-летний Гребенщиков. — А что еще оставалось делать молодому человеку, застрявшему в России?».

Что касается внимания, которым его осыпают поклонники, он говорит: "Немного странно. Мы занимались этим последние 15 лет, и вот на нас обрушилась слава. Мы никогда не менялись, ни под кого не подстраивались, а боролись. У Востока есть свои минусы, но, судя по тому, что я читал и слышал, у Запада тоже есть недостатки. Мы, например, не испытываем никакого коммерческого давления, но так ведь и рок-н-ролльных студий здесь тоже нет! Мы пытались записываться [на государственной студии «Мелодия»], но техника там постоянно ломалась.

Гребенщиков обрел дурную славу — явный дефицит в советских реалиях — по-своему восхитительную, хотя и скандальную популярность. «Я ждал этого с десяти лет. Всю жизнь готовился. Сейчас я нахожусь в том же положении, что и любая знаменитость на Западе, только я нищий».

The News Journal, 1987
The News Journal, 1987

Рок-журналист и радиоведущий Андрей Орлов замечает: «В Ленинграде к Борису относятся как к богу. Его окружает свита, но с деньгами все плохо. Он до сих пор живет в коммунальной квартире с женой и ребенком. У него нет машины. Тут все чисто, музыка намного важнее денег».

Билет на советские рок-концерты редко стоит больше пяти долларов, и поклонники часто расплачиваются со своими любимыми музыкантами экспортными футболками и кассетами. Совсем немного рок-групп, включая «Аквариум», могут позволить себе образ жизни выше среднего. 22-летний меломан Саша Шаталин говорит, что группы почти не зарабатывают денег, «они держатся на энтузиазме».

И хотя власти держат все под контролем, они уже не так придирчивы и склонны к запретам, чем принято думать. Группам разрешена социальная критика, даже если та близка к открытому протесту.

«Я бы не сказал, что власти управляют рок-н-роллом, — говорит Орлов. — У них есть дела поважнее. Я не думаю, что чиновники воспринимают рок всерьез. Нынешние группы могут прославиться вообще без какого-либо признания со стороны государства».

Доказательством служит успех «Бригады С», самого востребованного коллектива Москвы прямо сейчас. Группа из десяти человек, взявшая за основу звук Oingo Boingo и Madness, привносит советский колорит за счет текстов песен, в которых пародирует линию партии и обращается к растущим в стране проблемам наркомании и проституции.

«Бригада С» добилась официального статуса, но была отвергнута «Мелодией», не позволяющей группе записываться в течение пяти лет. И хотя «Бригада С» не оформлена как профессиональный коллектив, она часто выступает на элитных вечеринках. Музыканты играют на арендованной аппаратуре и живут на зарплату своих жен.

Басист Сергей Галанин говорит: «Наша публика уезжает домой на такси, а мы на метро».

(Перевод статьи «Soviet rockers enjoy glasnost» газеты The News Journal 1987 года специально для телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским», подписывайтесь!)