Найти тему
Строительный мир

В Хабаровском крае планируют построить самую мощную электростанцию в России

Сегодня крупнейшей электростанцией России по установленной мощности остается Саяно-Шушенская ГЭС, возведение которой стартовало в далеком 1963-м. Ее мощность составляет 6,4 ГВт. Последний гидроагрегат после капитальной реконструкции и восстановления (в 2009 на станции произошла авария) был запущен в ноябре 2014-го. Однако производителем электричества №1 в стране является Сургутская ГРЭС-2 (5,6 ГВт) с годовой выработкой 27 млрд кВт*ч, что примерно на 3,5 млрд кВт*ч больше, чем у гидроэлектростанции на Енисее.

© Сайга / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Саяно-Шушенская ГЭС)
© Сайга / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Саяно-Шушенская ГЭС)

В скором времени оба гиганта может подвинуть Тугурская ПЭС, которую предполагается построить в одноименном заливе Охотского моря. Об этом летом 2021 года сообщил нынешний губернатор (тогда врио) Хабаровского края Михаил Дегтярев. Мощность станции оценивается в 8 ГВт. На реализацию проекта, по словам главы региона, понадобится по приблизительным подсчетам €30 млрд.

Появление приливной электростанции поможет не только решить вопрос дефицита энергетических мощностей в регионе, но и сделать Россию одним из мировых лидеров по производству водорода. В последнее время рассматривается сразу несколько проектов по строительству заводов для его получения. Согласно прогнозам Минэнерго РФ, к 2050 году экспорт «зеленого» водорода должен приносить стране десятки миллиардов евро.

Что касается Тугурской ПЭС, то в настоящее время проект находится на стадии разработки предварительного технико-экономического обоснования. Стоит отметить, что это не первая попытка построить приливную электростанцию в данном месте. В 2008 году Тугурская наряду с Мезенской ПЭС попала в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Первую тогда планировали построить с мощностью 3,6 ГВт с последующим увеличением до 8 ГВт. Но не одна из этих задумок пока так и не воплотилась в жизнь. Не были построены и более мелкие ПЭС, о которых также заявлялось в последние 20 лет. Единственной в России остается экспериментальная Кислогубская приливная электростанция (1,7 МВт).

© Сайга20К / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Кислогубская ПЭС)
© Сайга20К / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Кислогубская ПЭС)

В июне 2021 года в комментарии нашему каналу начальник Управления стратегических сделок ПАО «РусГидро» Александр Захаров отмечал, что пока приливные электростанции в России возводить не планируют. Однако позднее появились сообщения об интересе к таким проектам со стороны потенциальных инвесторов, в первую очередь с целью производства водорода. Сначала стало известно о старте разработки и предварительном изучении проекта Пенжинской ПЭС в северо-восточной части Охотского моря; масштабные планы о его реализации существовали еще во времена СССР. А затем о возвращении к идее Тугурской ПЭС сообщил Михаил Дегтярев, заявивший, что пока подготовкой ТЭО регион занимается своими силами, но уже есть несколько предложений со стороны заинтересованных инвесторов. Кто именно готов вкладывать в проект он не уточнил.

Природные условия и параметры залива позволяют разместить в нем более 1300 гидроагрегатов мощностью по 7-9 МВт. Ранее при разработке проекта ПЭС сообщалось, что для строительства объекта понадобится 11 лет и 15 млн кубометров бетона. Относительно годовой выработки электроэнергии прогнозировалось не менее 20 млрд кВт*ч.

© Katella1961 / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Тугурский залив)
© Katella1961 / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Тугурский залив)

Хабаровские власти уверены, что предприятие по производству водорода непременно появится в ближайшие годы в их регионе. Более того, они заявили, что если этим грандиозным планам дадут ход, тогда они готовы создать все необходимые условия для инвесторов, в том числе решить проблему транспортной инфраструктуры. В частности, уже не раз рассматривался вопрос строительства железнодорожной линии к берегу Охотского моря от станции Постышево.

Хабаровские власти неоднократно заявляли о поддержке этой инициативы, учитывая перспективу создания Тугурской ПЭС. К тому же наличие железной дороги поспособствует полноценной разработке золоторудного месторождения Кутын и добыче полиметаллических руд. В данный момент идет также проработка проекта стальной магистрали от Эльгинского месторождения до Чумикана, расположенного на берегу Удской губы. Его своими силами будет реализовывать компания «А-Проперти».

-4

Однако у этих проектов есть и свои особенности, требующие дополнительных вложений, о чем в комментарии нашему изданию рассказал эксперт в сфере инфраструктурных систем Ринат Резванов.

Необходимо признать существующие риски судоходства в акватории Охотского моря, где определены конечные точки-порты обоих железнодорожных проектов. В отличие от Ванинского морпорта, замерзающего с ноября по март, юго-восток Охотского моря скован льдами более продолжительное время — ледостав начинается уже в октябре и, как правило, длится по июнь. Обстоятельство, несомненно, требующее для обеспечения круглогодичной проводки угольных балкеров наличие дополнительных ледокольных мощностей на российском Дальнем Востоке, где уже сейчас наблюдается их дефицит, — заключил эксперт.

Вполне возможно, что на этот раз работы, проводимые в отношении проекта приливной электростанции и сопутствующей инфраструктуры наконец воплотятся в жизнь, и прогноз Минэнерго относительно роли России на мировом рынке «зеленого» водорода оправдает ожидания.

Читайте: Россия намерена к 2050 году зарабатывать на экспорте водорода до $100 млрд. Насколько это реально