Найти тему
kin0guru

Поздняя встреча (СССР, ТВ, 1978)

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

«Сильный был человек, всю силу свою на стихи истратил, жизнь мою погубил»

Тетушка Алёши Федяшева из к\ф «Формула любви»

Роман Ужасов:

Теплая и лиричная картина Владимира Шределя приглашает нас совершить короткое путешествие по Ленинграду семидесятых в компании Алексея Баталова и Ларисы Луппиан, то есть, конечно же инженера по катапультам Сергея Гущина и актрисы Наташи.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Фильм интеллигентен, прямо как Баталов в твидовом пиджаке, если бы самому Ленинграду пришла вдруг фантазия принять человеческий облик, лучшего он ей-ей не нашёл бы. Инженер Гущин, впрочем, по сюжету не ленинградец. И не москвич, хотя в сценарии было именно так, но понадобилось, видимо, сломать извечный мотив противостояния двух столиц, которому не место в такой лирической истории. Может поэтому из перспективной, но скучной московской шарашки создатели фильма перенесли катапультных дел мастера на романтичный и диковатый Урал. Поближе к Медной горе. Но трогательная любовь к каменным цветам петербуржской неоклассики и к вполне живой молодой актрисе все-таки не перевешивают чувства долга и прочих скучных чувств, которыми должен быть наделён советский инженер-фронтовик. По-крайней мере, в кино.

Что же ты, Гущин, спрашивают зрительницы картины? Почему отказался от своего полёта в неведомое? Неужели испугался, что судьба может выстрелить тобой сильнее, чем из катапульты, в которой всё просчитано, и все расчеты вроде бы верные, но может и убить на 21 испытании.

А зрители-мужчины отводят глаза что то, бормоча про долги и грехи наши тяжкие.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

«серьезный и грустный человек, случайно попавший в страну лжечудес», как характеризует его Наташа в литературном сценарии.

Дуракам счастье, говорит народ. Люди от счастья глупеют, интеллигентно утверждают сами герои картины.

Впрочем, если и когда в вашей собственной жизни случится вдруг эта поздняя встреча, вы можете просто вспомнить дуэт Луппиан и Баталова, вспомнить наполненные светом улицы Ленинграда, кажущийся нелогичным финал… и поступить по-своему.

Albert Magnus:

Пусть я в очередной раз прослыву занудой, но у меня этот телефильм вызвал слишком много вопросов, чтобы просто получать удовольствие от "тёплой ламповой" атмосферы Ленинграда конца 70-х, а также игры Баталова и Луппиан, которые в сценах наедине друг с другом действительно очень трогательны. Но обо всём по порядку.

В самом начале седовласый герой прибывает в северную столицу самолётом из Свердловска на встречу ветеранов Великой Отечественной, чтобы попутно найти свою мимолётную зазнобу, с которой познакомился и разминулся девять лет назад. Большая часть событий затем разворачивается ретроспективно, в 1969 году - если отсчитывать от времени съёмок, да и оригинальный рассказ Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы» появился именно тогда. Как и одноимённая пьеса в 2 действиях, положенная в основу киносценария.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Сергею Гущину 48 лет, он инженер, разрабатывающий катапульты для военных самолётов, и его вызвали на "Ленфильм" для консультации. Ближе, допустим в Москве, нужных специалистов не нашлось - только в Свердловске, где находилась киностудия, снявшая этот фильм по заказу Гостелерадио. Условности жанра, ничего не поделаешь. Опять же не стали отражать разницу во времени - стиль в одежде, причёски, да и машины на улицах за 10 лет всё-таки сильно изменились. Разве что автомобиль, на котором потом приезжают на военный аэродром, похож на "Победу" (?). Может ожидаемо мизерный бюджет сыграл свою роковую роль, но ведь и количество пресловутой седины за столько времени у героя осталось неизменным. Небрежность режиссёра - другой причины не вижу.

Впрочем, и это всё мелочи. Мне не понравилось другое - то, как были сделаны "вдвойне" ретроспективные сцены с гулящей женой Гущина. Диалоги мелодраматичны да и Баталов не был в них убедителен. Так и подмывало заглянуть в первоисточник Юрия Нагибина, что я и сделал, но позже. И тут открылись такие детали, из-за чего экранизация дополнительно просела в моих подслеповатых глазах.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

В инете нашлась только вторая версия киносценария, согласно которой никакого возвращения в Ленинград, спустя 9 лет, оказывается, не было. Гущин обернулся как тот Орфей, увидел жену на балконе и повернул назад. Конец. Сильный финал сюжета, в котором несомненно проглядывают аналогии с нетленкой "Три тополя на Плющихе" (1968). Без лишних слов и рассусоливаний, чем, на мой взгляд, порой грешит фильм "Поздняя встреча" (да и название слишком прямолинейное). Некоторые эпизоды придуманы (или надуманы) дополнительно, но мало что добавляют кроме навязчивой идеализации главных героев. Как то операция по возвращению собачки, помощь со сваркой или военным пайком. Зато пропали самые ранние воспоминания о жене, которая была влюблена в Гущина с юных лет и ухаживала за его матерью, когда он был на фронте. Так что не всё так просто и одномерно в её персоне, как представил режиссёр Владимир Шредель (постоянно работавший на "Ленфильме", но каким-то боком в 1978 году очутившийся в Свердловске).

4 из 5 - общая оценка от kin0guru

(с) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru

#фильмы 70-х #ленфильм #алексей баталов #забытое кино от kin0guru #совместные обзоры от kin0guru