ОТ ПЕРВОБЫТНОГО ПЛЕМЕНИ – К ОБЩИНЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ
Хозяйственная деятельность человека менялась под влиянием религиозно-магических представлений.
Он начал выращивать возле своего жилища растения и приручать детёнышей животных, чтобы приблизить к себе объекты своего почитания. Естественно, что виды, которые давали пищу первобытному охотнику или собирателю, занимали значительное место среди тотемов племени. Впоследствии одни животные – например, журавли и различные виды антилоп – оказались неудобными для одомашнивания, а такие, как лиса или обезьяна, были и вовсе бесполезны в хозяйстве.
Мы уже говорили о том, что первобытное племя не могло выйти на охоту, не разыграв её предварительно в ритуале, не задобрив дух животного. А после охоты устраивали не просто обед с жареным мясом – это был пир, в котором участвовали божества и духи предков.
Собирание съедобных растений было делом женщин, и сопровождавшие его обряды могли считаться менее важными по сравнению с обрядами мужчин-охотников. Поэтому о них известно меньше, но они, несомненно, существовали.
Вся деятельность ранних земледельцев также окружена мифологическими верованиями и ритуалами. Любое растение, дающее человеку пищу, – это не просто растение, а воплощение благодетельного божества. Поле или огород, на котором оно растёт, – не просто участок земли, а тело вечно рождающей все живое Земли-Матери.
Для того, чтобы получить урожай, труда людей ещё недостаточно: плодородие ниспосылается им в обмен на жертвоприношения. Поэтому, прежде чем засеять поле, в жертву приносили особое животное или человека.
Человеческие жертвоприношения в обрядах плодородия известны почти у всех народов на стадии родового строя и позже. Например, в Древнем Египте, где были уже и государственность, и развитая религия, на алтаре Осириса каждый год торжественно закалывали раба.
Нередко жертвоприношения нужно было повторять: одно из племен американских индейцев убивало новорожденного младенца, когда всходы кукурузы только появлялись из земли, потом наступала очередь маленького ребенка, потом подростка и так далее, а перед самым сбором урожая на том же кукурузном поле убивали старика.
Переход от присваивающего к производящему хозяйству не был мгновенным, он занял несколько тысяч лет. Вначале этот переход даже не позволял получать намного больше пищи, но важно другое — источник пищи был теперь всегда под рукой, её получение уже не так зависело от случайностей, как прежде. Появилась возможность на той же территории прокормить больше людей, оставить в живых больше новорожденных детей.
Прежде взрослые мужчины погибали в войнах, а тех, кто уже не способен быть воином и охотником, с почтением убивало само племя. Теперь их уже не убивают, и лишь после наступления настоящей дряхлости могут «вывести» в лес или в другое пустынное место.
За растениями, которые росли рядом с селением, нужно было ухаживать. Это потребовало и специальных орудий труда — их усовершенствованием человечество было занято в течение всего неолита, или нового каменного века.
Сам же человек становится рабочей силой. Даже свободный земледелец, рацион которого не урезался специально до физиологического минимума, мог произвести больше продукции, чем потреблял сам. За счёт этого в общине появляются профессиональные ремесленники: ювелиры, кузнецы, гончары, которые меньше других участвуют в полевых работах или не участвуют в них вовсе.
Часть дополнительной продукции отчуждается также в пользу вождя – пожалуй, его уже правильнее называть князем или царьком, – в пользу его дружины, приближённых и слуг, в пользу жрецов, сказителей и музыкантов, на заупокойный культ и на жертвы богам.
Переход к производящему земледелию начинался в нескольких независимых друг от друга очагах субтропического и тропического пояса. Все эти очаги расположены в местностях, где не бывает ни сильных ветров, ни засух, ни разрушительных наводнений. Затем искусство выращивания культурных растений и первые навыки ирригации постепенно распространялось на соседние области с менее благоприятными условиями.
В некоторых случаях эти навыки передавались на огромные расстояния: так, во II тысячелетии до н. э. африканские культурные растения распространились в Южной Индии и стали там основой хозяйства, а в I тысячелетии н. э. на остров Пасхи, на Гавайи и в Новую Зеландию был завезен батат (так называемый «сладкий картофель») из Южной Америки.
Продолжение следует
Читайте в канале Хакнем Цикл статей "История экономики"
Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.