Найти в Дзене

Как говорить "нет". Практические советы.

Вас просят об услуге, но делать не хочется или просто нет времени. Как отказать вежливо, но твердо и при этом не обидеть человека?

3 вида отказа:

1. Отказ-отсрочка
«Я могу это сделать, но не сейчас. Есть причины, потом расскажу», «Мне нужно подумать».
Клиенты делятся, что хорошо помогает, когда говоришь: «Давай позже созвонимся» или «Позвони мне завтра в 10:00 по этому вопросу». Бывает, что человек так и не перезванивает. Значит, так нужно было
Цель: освободить время для принятия решения и проверить уровень мотивации просящего

2. Отказ-торг
«Я сделаю это, но тогда помоги мне с этим…»
Важно объяснить, что рады помочь, но слишком загружены или в это время будете заняты.
Цель: сообщить просящему о недостатке ресурсов/времени, а не нежелании выполнить просьбу

3. Статусный отказ
«Я могу это сделать, но не буду. Извините. Занимаюсь более сложным проектом», «Не моя тема – наймите практиканта».
Цель: сообщить, что ваш статус не соответствует просьбе

Возможно, от вас так просто не отстанут. Просящий может давить на жалость, стыд и чувство вины. Когда он закончит вас убеждать, спокойно скажите «нет». Не поддавайтесь на уговоры и ни в коем случае не оправдывайтесь! Решились отказать - прочь сомнения.

Помогать другим можно, когда есть возможность, желание и ресурсы. Важно не ставить интересы других людей выше собственных.

А вы умеете отказывать? Может у вас есть свой лайфхак? Поделитесь.

С уважением, психолог Денис Коновалов