Найти тему

Несостоявшаяся бабушка-гитаристка портит жизнь внуку? Истоки проблемы ищите в её детстве!

Каждый, абсолютно каждый человек (кроме, может быть Адама и Евы) пережил период жизни под названием Детство. Личность и характер взрослого человека формируется детским опытом познания мира. Нет такого человека на Земле, кто бы этот период не пережил, ну кроме тех, кто ушёл из жизни очень и очень рано (к великому сожалению). Детский период оставляет глубокий след на нашей психике, на нашем дальнейшем развитии, на том, как мы будем «разворачиваться в этом Мире, как идея». Тому, что и как мы получаем во взрослом периоде жизни из детства, а также тому, какие сценарии нас могут поджидать в более поздние периоды, посвящается сегодняшняя статья

Бабушка в детстве не смогла стать гитаристкой. Ну и что? Не сама станет гитаристкой, так станут её дети или внуки! (C) Depositphotos
Бабушка в детстве не смогла стать гитаристкой. Ну и что? Не сама станет гитаристкой, так станут её дети или внуки! (C) Depositphotos

Детство – ресурсный период

В психологии существует такое понятие – ресурс. Ресурсное состояние, ресурсная база, ресурсный человек, ресурсное событие. Что это такое? О каких ресурсах идёт речь? Неужели, о нефти с газом или о долларах с евро на счету?

Кстати, отчасти да, это могут быть вполне себе материальные ресурсы, хотя чаще всего речь идёт о ресурсах нематериальных. Ресурс может быть экономическим понятием, в том числе по отношению к конкретному человеку. Может иметь и чисто психологическое объяснение термина, хотя всё это довольно сильно переплетается

Итак, ресурс в психологии – способность человека, его психики, выполнять ту или иную задачу, цель; также, это способности и возможности человека по преодолению тех или иных трудностей в жизни, особых (я бы сказал, затратных) ситуаций. В принципе, материальные аналогии здесь хорошо подходят, просто что мы измеряем в случае психологии (ведь материальное как раз счёту хорошо поддаётся)? Измерить и как-то понять расход мы можем у таких ресурсов, как время, энергия, знания (информация) – они относятся, отчасти, к психологическим ресурсам. Всевозможные потенциалы развития – сюда же. Здоровье, образование не так легко исчерпывающе измерить, но они тоже относятся к ресурсам человека, личности, также изучаются в том числе и психологией. На самом деле, понятие ресурсов, с одной стороны, легко понять на интуитивном уровне, описывая те или иные примеры, но не так легко описать формальным языком, с другой. Понятие должно описываться исчерпывающе, наиболее точно и лаконично. К сожалению, здесь не такой случай. Вот я и попробую сегодня показать, что детство – это само по себе ресурс, ресурсный период. Заодно объясню, в чём ресурсность заключается

В детстве кто самый главный? Родители, конечно. Могут быть ситуации, когда их нет полностью, либо частично. Или они могут быть, но лучше бы их не было таких. В таком случае (хотя это уже печальный случай), мы говорим о некоторой обделенности человека в детстве важным родительским ресурсом. Да, могут быть замены; могут быть взрослые, прекрасно замещающие родных родителей. В отдельных случаях эти люди могут быть гораздо лучше, чем биологические родители – жизнь показывает множество таких примеров. В таком раскладе мы говорим о компенсированном ресурсе, о компенсированной недостаче ресурса: ресурс должен был быть, но его не хватало, однако нашлась возможность его возместить каким-то иным способом

Разумеется, очень важным может быть то, в каких условиях протекало детство. Я имею в виду материальные, бытовые темы: наличие или отсутствия нормального жилья, игрушек, книг. Ещё важно, было мирное небо над головой или боевые действия в то время, когда протекало у человека детство; общество поддерживало всячески нового своего члена, либо действовало по принципу «цыплят по осени считают». Сюда также отнесём заботу о здоровье (психическом и физическом), возможности получения образования и фактическое его получение. Всё это примеры ресурсов, получаемых нами в детстве

Всё это – ресурсы, факторы, но не само детство. Детство не сводится к одним лишь этим факторам. Оно само по себе – ресурс. Каким образом? Именно в детстве мы первый раз сталкиваемся с теми или иными явлениями, событиями. В детстве мы получаем первый опыт по взаимодействию с миром, другими людьми. В детстве мы взрослеем, происходит наше развитие. Оно ещё называется онтогенез. В детстве происходит формирование нашей личности, психотипа, характера. С чем-то мы рождаемся, но многое – это результат разворачивания в первые годы жизни. На многое влияют взрослые, окружение, общество, но что-то – исключительно наш опыт, наша призма восприятия и т. д. Вот по этой причине детство – ресурс само по себе

Впечатления детства действуют на всю оставшуюся жизнь

Таким образом, полученные нами впечатления в детстве действуют на всю оставшуюся жизнь. Как правило, негативный опыт, полученный в детстве, гораздо сложнее заменить на позитивный в более зрелом периоде, чем тот, что был получен позже (например, в юности). Всякие яркие эмоции помнятся долго, до конца дней на этом свете (а может быть и на том будут помниться – тут уже точно не сказать). Кстати говоря, существует мнение, что лучше всего пережить всю возможную палитру эмоций как раз именно в детстве, чтобы потом жизнь казалась в более ярких, насыщенных красках

Как вы думаете, почему взрослые некоторые так любят магазины игрушек и прочих детских товаров? (C) Depositphotos
Как вы думаете, почему взрослые некоторые так любят магазины игрушек и прочих детских товаров? (C) Depositphotos

Неотработанные темы детства – или как мы транслируем неудовлетворённые желания своим детям

Да, действительно, если что-то мы в детстве недополучили, то обязательно будем стремиться получить это самостоятельно в более позднем этапе жизни. Если же это невозможно по каким-то причинам лично, то будем переносить, транслировать все эти темы на своих детей (а также внуков, воспитанников и прочих представителей подрастающего поколения). Скажем, бабушка очень хотела играть в детстве научиться на гитаре, но ей не дали этого сделать. Жизнь пошла по другому пути, хотя ей до сих пор кажется, что если бы дали реализоваться в этом направлении, то жилось бы лучше. Периодически, она возвращается к своему несостоявшемуся увлечению, но тщетно. Зато у неё есть дочь, от которой и внуки позже (на радость бабуле…) появились. Дочь у бабушки из серии «ей медведь на ухо наступил», но зато много внуков. На одного из внуков, наиболее податливого, но при этом обладающего слухом, она действует всеми способами: уговаривает всячески «записаться на гитару». Готова таскаться с ним на кружки, занятия с преподавателями по гитаре. Требует с внука успехов в этой сфере. Что это? Это неудовлетворённые бабушкины фантазии, транслированные на внуков. Хорошо ли это? Если внуку не очень комфортно от всего этого, если музыка ему ненавистна, то плохо. Если же ему нормально – ну… сойдёт

Или другой пример. Отец жил очень-очень бедно. В детстве не могли ему его родители купить банальную машинку. Он вырос, свои дети появились. Своему сыну он покупает дорогие машины на пульте управления – сам же в них и играет. Ребёнку даже не столь интересно, как самому отцу. Это тоже из этой оперы? Да, всё верно – здесь мы наблюдаем яркий пример неудовлетворённости в детстве, которую пытается отец компенсировать таким вот социально одобряемым способом. Согласитесь, что для кого-то прозвучит странно, что взрослый дядька себе машинки дорогие покупает. Впрочем, в наши дни всё стало как-то проще – лично меня такая картинка не удивит

Кстати говоря, многие курсы детские, «развивашки» (как занятия, так и пособия), а также море детских товаров – это всё в первую очередь для родителей, для взрослых. Хочешь преуспеть в этом бизнесе? Воздействуй на психику взрослого покупателя!

Обиды, неудовлетворённые желания, травмы, комплексы - это всё может иметь последствия в будущем (C) Depositphotos
Обиды, неудовлетворённые желания, травмы, комплексы - это всё может иметь последствия в будущем (C) Depositphotos

Неврозы и комплексы? Привет из детства!

Всевозможные травмы (в первую очередь психические), полученные в детстве, всевозможный негативный опыт – всё это потом влияет на нашу дальнейшую жизнь. Так, различные комплексы и неврозы имеют корни именно в детстве! Психоаналитическое учение, к которому приложил известный учёный доктор Фрёйд – это как раз часто о детстве, о взрослении, о возникающих в этот период искажениях, извращениях, замещениях и так далее

Часто как бывает: не может человек исправить свою прожитую жизнь, внести правки в свой детский период (это и невозможно), то пытается это дело скомпенсировать. Не всегда удаётся удовлетворить свои боли лично – тогда переключимся на детей и внуков. Хорошо, если человек ненавязчив. А если нет?

Недели на канале «Психология человеческих различий»

На моём канале теперь каждая неделя будет тематической. Текущая неделя (с 22 по 29 сентября включительно) посвящается детству и проблемам, растущим из него. Назовём её «Все мы родом из детства» - известное высказывание, ставшее крылатой фразой, устойчивым афоризмом, мемом. Будем говорить о детской и семейной тематике. Следующая тематическая неделя после неё посвящена будет психотипам и архетипам, а также описанию психотипов известных людей. Как пойдёт дальше – посмотрим

Благодарю всех читателей за внимание! Может быть, и у вас есть опыт по части неудовлетворённых детских желаний, которые пытаетесь сами (или кто-то в вашем окружении) компенсировать во взрослом возрасте? С удовольствием обсудим в комментариях!

Игорь Кучаев

Канал «Психология человеческих различий»