Дом под номером 12 был построен в 1768 году. До этого участок входил в состав Адмиралтейского луга.
Как и предыдущие дома он архитектура его была в стиле классицизма типового проекта Квасова.
Первой владелицей дома стала Елизавета Васильевна Толстая, жена полковника Александра Васильевича Толстого.
В 1777 году Е.В. продала дом К.Ф. Гейдеману. Тот, в свою очередь, через 5 лет сплавил дом фавориту Екатерины II генерал-поручику А.Д. Ланскому, который жил здесь недолго. Для него строился дворец, в котором он вообще не пожил, так как скоропостижно скончался.
Приемники Ланского продали дом князю Шаховскому в 1786 году.
В 1802 году домом владел купец Иван Калержи, приехавший в Россию двумя годами ранее. На последнем этаже квартиры снимал генерал-губернатор Михаил Андреевич Милорадович, который так умел обставить квартиры, что диву даешься.
Историк А.И. Михайловско-Данилевский так писал:
Квартира Милорадовича была похожа на магазины мебели или изящных художеств по великому множеству разнообразных предметов и вещей, в них находившихся; я не видел нигде подобного убранства: это был совершенно беспорядок, соединённый с утончённым вкусом. Например, тут стояли картины Тициана, Вернета, Сальватора Розы, Гвидо Рени, а подле них книги, планы, птицы, трубки, янтарные мундштуки и два фортепиано. Почти каждая горница имела своё собственное освещение; в одной свет происходил от восковых свечей, в другой - от алебастровых ламп, в третьей свечи были приспособлены таким образом, чтобы их не было видно, и они освещали одни картины. Одна комната была вся зеркальная: не только стены, но и потолок состоял из зеркал; другая комната убрана была диванами а турецкий манер, и в ней повешены были самые сладострастные картины. Посреди библиотеки был птичник; прекрасные мраморные статуи находились повсюду. "Где же ваша спальня?" - спросил я его. "У меня нет спальни, - отвечал он, - я провожу ночь, где мне вздумается". В одной зале, где находились прекрасные картины и статуи, я увидел чёрную мраморную вазу. Возле неё стоял горшок с увядшим кипарисом, и на вопрос мой ,что сие значит, хозяин ответил мне, что "это памятник моего потерянного счастья
В эти же квартиры Милорадович звал к себе Пушкина за его своевольные стихи.
После смерти Ивана Калержи, его квартиры передались по наследству младшему Калержи в 1837 году. Через 2 года он женился на 16-летней Марии Федоровне Нессельроде. Он подарил ей этот дом и 600000 золотых в придачу.
Но их брак был неудачным и после смерти Калержи был ею продан надворной советнице Вере Шишкиной. По правде говоря, Мария и не жила в доме, появлялась изредка отдохнуть от Европы, где она и проживала, убежав от ревнивого мужа.
В 70х годах XIX века в доме находилась банковская контора А. Зингера.
В 80-е годы позапрошлого века здесь квартировался и размещал свою фотостудию Карл Бергамаско.
В 1910 году дом начали перестраивать под здание коммерческого банка «Юнгерс и Co». Архитектором стал Вильгельм Иванович Ван Дер Гюхт, выполнивший реконструкцию под неоклассицизм. Тогда появился красный шведский границ в облицовке дома. Реконструкция была произведена в рекордные сроки – за осень-зиму 1910-1911 года.
После Первой Мировой контрольный пакет акций банка выкупил Рубинштейн. Позже его арестовали.
После революции дом был национализирован, а в большей его части начали жить люди.
В 1992 году в здании появился банк "Лионский кредит". Позже, в 2007 году арендаторами стали магазины модной одежды «Bosco di Ciligrini».
Продолжение
Начало тут