О легендарных питерских трамваях мы писали неоднократно. Город на Неве – единственный в СССР сам себя обеспечивал трамваями. Со временем отсутствие конкуренции сыграло свою отрицательную роль. Но инновации ленинградских трамвайных инженеров впечатляют нас и сегодня.
Итак, трамваи, о которых и знаток не сразу найдет, что сказать.
Двухсторонняя «Американка»
В августе 1933 года был создан первый состав МА (Моторный Американского типа) и ПА (Прицепной Американского типа, в дальнейшем получивший название ЛМ-33+ЛП-33. Особенностью обоих вагонов было наличие 6 дверей (по 3 с каждой стороны), первый вагон получил две кабины, а второй являлся просто прицепом, поэтому на конечных остановках без разворотного кольца проделывали довольно сложные манипуляции по перестановке их местами.
Достоверно узнать, сколько проработал такой необычный состав не удалось, зато известно, что была ещё одна попытка создать двухстороннюю «Американку», правда уже с меньшим количеством дверей.
Все последующие «Американки» уже имели три двери и только с одной стороны.
После войны «Американка» лишилась вентиляций на крыше. Необычное освещение в салоне сменили «лампочки Ильича», потолочные поручни стали ниже, для более удобного «обхвата», ну а с передка пропала узнаваемая звезда. Однако пережив эти упрощения, вагоны остались на службе и проработали вплоть до конца 70-х.
«Голубой Экспресс» (ЛМ-36, ЛП-36)
Существовал всего один состав МЧ (Моторный Четырёхосный) и ПЧ (Прицепной Четырёхосный), он же ЛМ-36 и ЛП-36, на котором инженеры ВаРЗа отрабатывали новые технические решения, как, например, дополнительная дверь.
Своё название – «Голубой Экспресс» состав получил из-за сине-голубого окраса с красивыми вставками хрома. После Великой Отечественной многих излишеств вагон лишился, но был отремонтирован и возвращён на линию.
Выделялся состав не только внешне, но и внутри. В салоне были кожаные сиденья с шарообразными ручками. В Ленинграде «экспресс» проработал до 1957 года и был передан в Горький, где проработал ещё 10 лет, после чего был списан.
Поговаривают, что в конце 1930-х были ещё попытки создать абсолютно новый трамвай, но дальнейшим разработкам помешала Великая Отечественная война.
ЛМ-57 «Стиляга», предсерийные версии
Ну кто его не знает: «Стиляга» из Мо..., то есть из Ленинграда. Непревзойденный шедевр отечественного трамдизайна знаменитый ЛМ-57.
Но в производство ЛМ-57 утвердили лишь с 6-й попытки. А вот до этого были очень интересные эскизы и чертежи. Больше всех выделялся пятый по счёту вариант.
Базу вагона предлагалось увеличить, кузов сделать асимметричным, а двери сдвижными. Причём одна из дверей должна была вести в кабину, однако по множеству факторов эта версия проекта была отклонена.
Вот таким мог быть, но не стал, всем знакомый «Стиляга».
Первая версия выпущенного ЛМ-57 вообще имела большое количество хромированных элементов и округлых деталей, однако, перед дальнейшим массовым производством вагоны было приказано упростить, ведь «советскому человеку эти изыски ни к чему».
В дальнейшем, переживая незначительные изменения уже в процессе производства, привычных нам «упрощённых» «Стиляг» становилось всё больше.
ЛВС-66
Это была первая и вполне успешная попытка ленинградского завода создать первый советский сочленённый трамвай. Всего было выпущено 4 таких состава, работавших на линии с 1967 по 1988 год.
Еще пару десятилетий потребовалось, чтобы довести эту разработку до массовой серии. Уверенно можно сказать, что это «дедушка» сегодняшних ЛВС-86 и их модификаций.
ЛМ-67: предпосылки «Аквариума»
Время шло, становилось ясно, что ЛМ-57 устарели, если не морально, то технически уж точно и нужно было двигаться дальше.
Первым шагом стала замена передней и задней площадки. Получилась некий синтез двух поколений. Вагону присвоили номер 5210 и выпустили на линию, где он успешно работал до 1986 года, после чего был утилизирован вместе со всеми «Стилягами».
Отработав все моменты на экспериментальном вагоне, уже в 1968 году дошло всё до вполне знакомых «Аквариумов». Однако и они проходили эволюцию внешнего вида уже в процессе массового производства. Например, вот от такой модели недалеко уже и до «Машки».
ЛМ-68М «Машка»
Остекление в крыше – это красиво, но не практично. Летом было жарко, а в дождь, говорят, что окна в крыше частенько протекали, да и по прочности кузова были вопросы. Поэтому вновь вспомнив про упрощения на свет появилась модернизированная версия ЛМ-68 – знаменитая «Машка». Опять же хочется пропеть «Ну кто ее не знает...»
Работящая, неприхотливая, скромная с виду. Но первые образцы тоже выглядели довольно необычно и современно.
Были созданы и специальные двухсторонние версии для Саяно-Шушенской ГЭС, работающие там и по сей день. В Ленинграде такие вагоны тоже были, правда для служебных целей (на сегодня многие прошли модернизацию и стали пассажирскими).
Позднее «Машка» претерпела ещё одну модернизацию и на линиях работало много вагонов ЛМ-68ММ.
Простой дизайн ЛМ-68М, надежная и современная на тот момент схема вагона стала основой для ленинградских трамваев 80-х и даже 90-х. Как известных, так и экзотических. О них - наш следующий обзор.
2-3 октября 2021 года в нашем музее по адресу СПб, пр. Стачек, 91, клуб "Энергия" пройдет уже II Городская выставка трамвайного моделизма "Трамваи нашего города". Будут представлены в масштабе 1:43 и 1:87. Приходите с 10 до 19. Вход свободный.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях вплоть до Москвы и Севастополя.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL