Название статьи может прозвучать смешно, но ситуация складывается удручающая. Я родилась в Свердловской области, и, через примерно 15 лет поняла, что я не нахожусь на одном уровне с московскими школьниками и олимпиадниками. Это не намёк на низкий уровень интеллектуальных способностей, а на различие в возможностях. Именно различие в возможностях создаёт ту огромную пропасть между родившимися и живущими в регионах РФ и в Москве и Московской области, словно мы родились на разных планетах. Я предлагаю вам прочитать о той самой пропасти и возможностях, чтобы справедливо смотреть на разных школьников со всей страны, и понимать, куда двигаться дальше.
Для начала стоит сказать, что, если бы все люди на Земле могли обучаться самостоятельно, пользуясь только информацией из интернета, проблем бы не было. Но каждому олимпиаднику нужна не только общедоступная информация, но и моральная поддержка, элемент наставничества, переданный опыт более успешных в данной области людей, а также необычные способы запоминания, методики, недоступная для всех информация, что-то, что есть только у наставника или тьютора, или олимпиадника со стажем. Всё это можно получить, обучаясь в специальном профильном классе хорошей школы, занимаясь у репетитора, посещая школы по подготовке к олимпиадам, а также выезжая на сборы (образовательные интенсивы на базах лагерей), занимаясь в коммерческой олимпиадной школе. Способов много, но почему практически любой московский школьник может ими воспользоваться, а школьник из региона – нет?
Отвечу на данный вопрос на примере своего региона – как я уже сказала, это Свердловская область. Не самая маленькая по численности населения, а также имеющая на своей территории город Екатеринбург – четвёртый по степени развития, численности населения город в России. Казалось бы, здесь есть все возможности, город же такой крупный. Но это всё же не Москва, а поэтому:
1. На территории всей области нет ни одной коммерческой олимпиадной школы по экономике, резиденты которой имели бы достижения вроде поступления через олимпиады, дипломов заключительного этапа ВсОШ. Существует школа по астрономии, по математике, физике, и… всё.
2. Не проводится никаких сборов, только однажды была экономическая научная смена на базе лагеря «Таватуй», два года назад, летом, длилась две недели, была пародией на ЛЭШ ILE, немногому меня научила, но смогла привить небольшой страх из-за непонимания, а также интерес к самой науке экономике. Нет желания такие школы проводить – слишком большие расходы для региона.
3. Нет никаких «сборных», как в столице. Для тех, кто не знает, сборные – команды по подготовке к ВсОШ и олимпиадам первого уровня, где в течение года проводятся занятия, а также регулярные сборы. Занятия бесплатные и с лучшими учителями Москвы и Московской области, попасть туда можно, только если ты обучаешься в московской школе, даже дистанционно. Попасть из региона, если в Московской школе не учишься, практически невозможно, нужно самому выйти на уровень заключительного этапа ВсОШ – самое сложное испытание, кроме международных олимпиад, которое можно пройти. То есть снова ничего для местных свердловских олимпиадников.
4. Репетиторы. Проблемы всё те же, что и с олимпиадными школами. Все лучшие специалисты уезжают в ту же Москву, обучают там детей на сборах, в школах и лицеях. Найти репетитора по олимпиадной экономике вообще нереально – я потратила на это много времени, в итоге занималась дистанционно со специалистом из Москвы. Ничего в моей области, как и ранее.
5. Профильный класс школы. Очень грустно вспоминать свой опыт. Училась в СУНЦ УрФУ три года. За все три года провела один в социально-экономическом классе, где обещалось 4 урока экономики в неделю, обществознание и право на уровне, математика, английский язык, особое внимание олимпиадной подготовке. В итоге получила час экономики в неделю в лучшем случае, дикая нагрузка по непрофильным предметам, непонимание от учителя права, и только лишь неплохое обществознание. Потеряла год, могла и ещё один, но вовремя одумалась. А ведь СУНЦ считается «лучшей школой Урала».
Прочитав всё это, вывод напрашивается сам собой – ничего тут не поделать, только поступать в Москву, иначе потенциал не реализовать. Но это не совсем правда. На данный момент и правда не существует другого выхода, но, во-первых, со временем всё может измениться, а, во-вторых, поступать в Москву не такое сложное задание, как я думала. Сейчас открывается множество школ с упором на дистанционное обучение, я в данный момент в такой обучаюсь. Формат удобен не для всех, но это стало единственным для меня выходом за пределы своей области – не поступи я туда, я бы продолжила терять огромную часть своего потенциала в родном крае. Я не утверждаю, что вы совсем ничего не достигнете, если в столице не окажетесь, но вы будете развиваться намного медленнее, а также с меньшим удовольствием, ведь постоянно придётся искать новые способы обучаться, тратить большие деньги на репетиторов ими частные школы. Оказавшись в Московской школе, я почти сразу без экзаменов попала в московскую олимпиадную сборную, получила возможность заниматься с победителями ВсОШ просто на уроках в школе, и всё это в последний год школы, потеряв перед этим два.
Предложенный мною способ – не решение проблемы, а устранение симптомов, которыми дело не ограничилось. Не только Свердловская область страдает от такого неравенства, но и большинство остальных. Хотя бы какое-то движение происходит в Санкт-Петербурге, но если мы откроем протоколы победителей и призёров ВсОШ, то увидим, что 80% – москвичи, или жители Московской области. О каком равенстве тут можно говорить? Имея возможности обучаться, дети достигают лучших результатов, чем их ровесники с таким же потенциалом и умом. О том, как можно победить неравенство, я порассуждаю в следующей статье, а пока что можно прибегнуть к единственному способу спасения – поддаться тренду и поступать в Москву, где все возможности перед вами откроются моментально, и вы, как и я, будете задавать себе один и тот же вопрос: «А что, так можно было?».