Найти тему
Шкиперские байки

Как Крымская весна спасла трехмачтовый учебный парусник с алыми парусами

На бывшей знаменитой судоверфи имени Ленина в польском городе Гданьске в период с 1986 г. по 1991 г. для Советского Союза построили пять учебных парусных кораблей – «Дружба», Херсонес», «Паллада», «Надежда» и «Мир». Это был министерский заказ.

В качестве прототипа выбрали типовой проект конструктора Зигмунда Хорена - парусник «Дар Молодежи», который построили и спустили на воду в 1982 году. Кстати, до сих пор он активно бороздит морские просторы.

Изначально парусник «Херсонес» планировали назвать «Александр Грин», но незадолго до спуска на воду, решили изменить название в честь 1000-летия Крещения Руси. Во время строительства была досадная ситуация, когда корму, которая предназначалась «Херсонесу», установили в 1988 году на другой парусник – «Мир». Говорят, что это нехороший знак, но почему, - я так и не нашла нигде ответа. Правда, бывший боцман отвергал эту легенду.

-2

В Польше и на Украине трехмачтовый учебный корабль с прямыми парусами классифицировали, как фрегат, так он значился и во всех документах.

Парусник «Херсонес» предназначался Черноморскому отряду учебных судов, и после спуска на воду поступил в распоряжение Севастопольского ПОРП «Атлантика».

Каждый год на «Херсонес» направляли для прохождения морской практики до 350 студентов КГМТУ, курсантов Одесского и Херсонского морских училищ рыбного хозяйства. Это была полноценная практика по судовождению, эксплуатации судовых энергетических установок, электрооборудования и автоматики судов, после которой курсанты получали соответствующие документы.

-3

Для работы на судах в офицерской должности являлось обязательным получение документально подтвержденного стажа плавания не меньше 12 месяцев. Но в 2006 году учебное судно выходит из строя и на многие годы застряло в Керчи.

За 14 лет с 1992 г. по 2006 г. парусник принимал активное участие в восьми престижных соревнованиях парусных судов и международных регатах Европы. Также он получил несколько кубков, прославляя Украину в странах Европы.

Но Союз распался и парусник вообще стал никому не нужен.

-4

А ведь в 1997 году экипаж «Херсонеса» совершил уникальное достижение. Без использования дизеля, только на одних парусах, пройдя пролив Дрейка, он обогнул мыс Горн - из Тихого океана в Атлантику. Чилийские власти вручили тогда капитану корабля Михаилу Сухину специальный памятный диплом и почётное звание «Альбатрос». Деревянный альбатрос укрепили также на носу парусника, но потом он куда-то пропал. Позже было еще аналогичное достижение - получилось обогнуть Мыс Доброй Надежды.

Украина не выделяла финансирования на содержание, поэтому после того, как Керченский морской технологический институт получил самостоятельность, был заключен договор на проведение ремонтных работ с германской компанией INMARIS Maritime Service GmbH. В качестве компенсации большей части расходов компания хотела получить возможность использовать отремонтированное учебное судно на морских круизах.

Во время ремонта из 12-местных кубриков для курсантов сделали комфортные туристические четырехместные каюты. Также обновили полностью освещение и вентиляцию, изменили внутренний дизайн помещений корабля. А в 2003 году перекрасили и корпус в яркий красный цвет, украсили борта полосой песочно-золотистой охры и корму орнаментом того же цвета. От обучения курсантов практически полностью отказались за ненадобностью.

Более 10 лет «Херсонес» совершал морские путешествия по морским просторам для немецких морских туристов, а также иногда брали курсантов Керченского университета.

Но возник финансовый спор между компанией и университетом, в результате которого немецкая фирма прекратила в 2006 году эксплуатацию «Херсонеса». Из-за угрозы ареста его поставили в порт Керчи на отстой. Начался самый ужасный период для парусника. Мало того, что он ржавел, разрушался, превращаясь в металлолом, с его борта начали разворовывать все, что можно. Понятно, что ни одного выхода в море «Херсонес» уже не совершил…

После Крымской весны летом 2014 года снова начались споры и судебные процессы, но уже между российскими компаниями Росрыболовство и Минтранс России. Суды завершились передачей фрегата ФГУП «Росморпорт».

Для продолжения ремонта после нескольких попыток парусник перетаскивают на Севастопольский морской завод, мощности которого по долгосрочному договору сдали в аренду Центру судоремонта «Звездочка». Здесь провели серьезные работы по замене грот-мачты, смене оборудования камбуза и навигационного оборудования. А после всего вернули внешний вид, который был в 1988 году.

«Когда приняли это судно, мы увидели там кошмар. Механизмы судна были полностью «убитые», они требовали полного ремонта. Грот-мачта вся сгнила до основания, пришлось варить новую. Полностью поменяли камбуз, всю систему навигации и грот-мачту. Единственное, что там хорошо сохранилось — это каюты», — вспоминал генеральный директор федерального госпредприятия «Росморпорт».

Но из-за грот-мачты, высота которой превышает ограничения по проходу под построенным Крымским мостом, парусник не смог вернуться в Керчь и был приписан к порту Сочи. После успешной проверки всех систем и оборудования и освящения, свой первый выход в открытое море в 2016 году фрегат совершает в детский лагерь «Артек». С тех пор на «Херсонесе» проводят подготовку будущих моряков на постоянной основе.

После ремонта парусник может выполнять автономное плавание, запасаясь провизией, 120 суток, пресную воду необходимо пополнять каждые 15 суток, электроэнергии хватит на 60 суток. Максимальную скорость может развить до 12 узлов. Обслуживает обновленный «Херсонес» 44 члена экипажа, для обучения может взять до 115 курсантов.

Спустя несколько месяцев после первого выхода парусник приглашают в Констанцу на престижную международную парусную регату «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

-13

На «Херсонесе» стало хорошей традицией проводить «Дни открытого трапа» в тех городах, где швартуется парусник. Для гостей проводят экскурсии, показывают быт курсантов, устройство и оборудование, знакомят с историческими фактами.

Морских ВУЗы России активно используют парусник для морской практики, и это очень радует. Курсанты гордятся прохождением практики на таком красивом паруснике. На сайте «Росморпорта» регулярно сообщают о том, какие ВУЗы и сколько курсантов отправляют, сроки прохождения плавпрактики, графики захода в порты и проведения «Дней открытых трапов».

До сих пор справедливы крылатые слова нашего адмирала С. О. Макарова: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк».
Капитан португальского учебного барка «Сагреш» Хенрик-Альфонсо да Сильва говорил: «Обучая на теплоходах, мы иногда упускаем частности, детали подготовки моряка. Парусник же никогда не позволяет забывать о мелочах. Тут мелочей нет!»

В середине августе этого года парусник «Херсонес» заменил свои паруса на новый комплект из 26 алых парусов – для участия в сентябрьском фестивале «Таврида.Арт».

Радует, что у одного из легендарных учебных кораблей бывшего Советского Союза все же сложилась счастливая история.

О паруснике "Дружба" можно прочитать здесь. Больше фотографий можно посмотреть в видеоролике.

Если моя статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного