Нелегкая судьба фрегата началась еще до его выхода из гданьской верфи имени В. И. Ленина в 1987 году.
Сначала длительная и непомерно тщательная проверка советскими и польскими специалистами технических свойств парусника - как ходит под парусами и с двигателями, как работают механизмы, проверка безопасности в разных погодных условиях.
«Дружба» был одним из пяти (6?) подобных фрегатов, которые предназначались для учебного флота Советского Союза. Оснащение и оборудование было самым новейшим для корабля для того времени. При любых погодных условиях гарантированно обеспечивалась безопасность мореплавания. Оборудовали фрегат и особыми по тем временам спасательными шлюпками на 56 человек, шлюпбалки были скатывающегося типа – за несколько секунд выполнялся спуск в воду.
Парусник планировали использовать не только для плавпрактики курсантов, но и для международных регат, и для научно-исследовательских экспедиций. Скорость тоже была хорошей - до 15 узлов.
Фрегатом управляли не обычным штурвалом, а с помощью электогидравлической рулевой машины, которая была связана с пустотелым балансирным рулем.
Корпус был сварной и из стали, специально разделенный на 7 отсеков водонепроницаемыми переборками во всю высоту – со второго дна парусника до его палубы. Также сделали дополнительные укрепления возле машинного отделения и у каждой мачты. Все надстройки на палубе тоже были сварными и из стали. Паруса сшили из особенной ткани дакрон, которая имела более высокую прочность по сравнению с натуральной тканью.
В декабрьском журнале «Техника — молодежи» 1987 года так написали о «Дружбе»:
"Мачты состоят из двух частей и слегка, на 2°, наклонены к корме. Стоячий такелаж сделан из стальных тросов, а бегучий — из мягких синтетических, причем тросы уподоблены снастям, которыми пользовались матросы эпохи барков и клиперов.
Фрегат оснащен и двигателем внутреннего сгорания — в его машинном отделении находятся два среднеоборотных, нереверсивных, восьмицилиндровых дизеля марки «Цигельски-Зульцер». Они работают на трехлопастной гребной винт (при плавании под парусами лопасти флюгируются, разворачиваясь так, чтобы оказывать минимальное сопротивление набегающему потоку) и на два генератора."
Специально продумано было и расположение служебных и хозяйственных помещений: на верхнюю палубу поместили штурманскую, радио- и ходовую рубки, помещения для обучения с кубриками для курсантов и преподавателей - под верхней палубой.
А во время приемки корабля шли административные разборки, какому учебному заведению должен принадлежать этот фрегат. Одесская морская академия не хотела принимать парусник.
В те времена были две группировки преподавателей: одни считали плавпрактику обязательной, а другие – нет. Поэтому, придерживаясь второго мнения руководство ОВИМУ (ныне Одесская морская академия) проводило переговоры с другими морскими ВУЗами о передаче нового фрегата. Договоренность была достигнута с Новороссийским ВИМУ, но вмешался Минморфлот.
Но после всех перипетий необыкновенно красивый парусник прибыл в Одесский порт под советским флагом и был приквартирован к ОВИМУ. Более трех лет при финансовой поддержке ЧМП «Дружба» выполняла учебные рейсы в европейской акватории и даже пересекала Атлантику.
Во время одного из заходов в европейские порты с командованием фрегата велись переговоры об использовании судна для круизных целей в Средиземноморье. Сначала эти инициативы пресекались в Минморфлоте, считая недостойными и антисоветскими.
Но после посещения четырех учебных заведений в Америке и изменения финансовой ситуации (отношения?) в ЧМП, которая финансировала валютой, - решили перестроить фрегат, добавив хорошо оборудованные пассажирские каюты.
В 1992 году в итальянском порту Мессина судно было реконструировано и частично перепрофилировано. Число мест для курсантов уменьшено до 30. Вместо кубриков построили 29 двухместных пассажирских кают, ресторан на 75 мест и два бара.
После этого начались периодические круизные рейсы, но из-за плохой организации, нарушения сроков и графиков рейсов через два года от услуг ЧМП отказались. Никто не хотел понимать, что учебное судно не должно приносить прибыль - на то оно и учебное!
Потом Болгария приглашала в течение двух лет для круизных поездок, но возникли проблемы с долгами арендодателя. В течение 10 месяцев велись переговоры об освобождении – фрегат выкупила фирма «Приморье» и вернула его на родину. Морские переходы завершились в 1997 году, некоторое время «Дружба» стояла в порту Кипра, непонятно зачем и почему, и только в 2001 году в Одессу прибыла насовсем.
Прогуливаясь по Приморскому бульвару и особенно с Тещина моста, можно увидеть вдалеке на закрытой территории рядом с военными кораблями мачты фрегата «Дружба». Это у причала Военной гавани он стоит уже почти 20 (!) лет. Больше половины своей жизни фрегат там находится, что будет с ним дальше, пока тайна за семью печатями. Хорошо, что его при распаде Союза не передали в ЧМП, которое не смогло сохранились ни одного судна из своего огромнейшего флота.
О паруснике "Херсонес" можно почитать в публикации и посмотреть видеоролик с фотографиями. Больше фотографий о паруснике можно увидеть в видеоролике
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного