Но прошло несколько дней, и все Крымское отлетело, а может, просто навалилась Москва…
Ю. Трифонов «Долгое прощание»
Москва наваливается очень мощно всегда и сложно вернуться к тому настроению, что было в Крыму. Прошло чуть больше месяца с поездки, а по ощущениям она - такая же далекая, как поездки в Крым, когда я училась в школе.
В первой части я рассказывала о том, как важно мне было вернуться в места моей юности, и как сложно мне было это сделать - вдруг разочаруюсь.
Фишкой Кацивели 90-х были дачки. Самого ужасающего вида. Это были даже не дачки, а сарайчики два на два, с туалетом на улице и уличным же душем. Духота там была страшная, а ещё там безбожно воровали. Причём, делали это всегда за день-два до отъезда, чтобы несчастные курортники не особо беспокоили милицию. Все равно, уезжать…
Так себе отдых, но выбора особого не было. Дом творчества учёных был не по карману обычным людям. Но нам чудом повезло избежать испытания дачами. На территории дома творчества были старые деревянные корпуса без удобств. Отдыхающих туда уже не селили - это, все равно, было бы дороже дач, поэтому эти домики просто отдали работникам, не имеющим своего жилья. Конечно же, работники летом их сдавали. Домики были все же сильно больше дач, и, самое главное, находились на территории потрясающего парка с крымскими соснами и можжевельником. До пляжа - пять минут под горку.
Первый сюрприз, который меня ждал - дачки живы. Все те же - крохотные, на крохотных участках, с удобствами на улицах. В лучшем случае окна заменили на пластиковые, но не везде. Обычные люди по-прежнему отдыхают в них, это жилье востребовано.
Вот только бывший дом творчества учёных теперь - в федеральной собственности. Парк огорожен огромным забором с колючей проволокой. Камеры. Грозные объявления. Набережная тоже перегорожена, вдоль моря, как раньше, не пройти. Поэтому люди, отдыхающие на дачах, идут теперь к морю намного дольше.
Конечно, много появилось в Кацивели отелей и гостевых домов. Построены они ближе к Голубому заливу. В 90-е здесь было пусто. В одном из таких отелей мы жили. Чудесное место, хотелось бы вернуться.
Купаются жители всех этих гостиниц на городском пляже Кацивели. В юности я туда не ходила. Пляж маленький, всегда был людным. Мы предпочитали дикие безлюдные пляжи, но теперь из-за перекрытого парка идти до них долго, да ещё и по узенькой, но перегруженной машинами дороге.
Перекрытый парк произвёл на меня очень унылое впечатление, я решила, что до диких пляжей моего детства мы не доберёмся, значит, будем радоваться тому, что есть - видом на гору Кошку и зубцы Ай-Петри вдалеке. Тем более, приехали мы всего на два дня…
Но моя неугомонная мама сбегалась на разведку, пока мы с детьми плескались в бассейне. И выяснила, что парк перекрыт частично, та территория, что принадлежит заброшенному пансионату на горе, открыта. Конечно, это меня раззадорило, и мы отправились на прогулку в прошлое уже втроём (я, мама и Витя).
Заброшка на горе - тоже одна из визитных карточек Кацивели. Строить пансионат начали ещё в 70-е, потом выяснилось, что грунт ползёт, строительство замедлилось. Берег укрепили, оборудовали пляжи длиною в 1,5 км, построили дорогу вниз (по ней теперь и приходится ходить к пляжам из-за перекрытого парка), успели прорубить шахту подземного лифта для быстрого спуска к морю. А потом - развал СССР, бесконечная смена собственников, и сегодня здание имеет очень печальный вид. В 90-е издалека оно выглядело вполне жилым, местные рассказывали, что в номерах успели установить дубовые двери, которые потом все растаскивали. Сейчас же это больше похоже на скелет…
По дороге к пляжам моего детства мы обнаружили домик, в котором жили в самый первый приезд. Он давно заброшен и выглядит довольно печально.
А вот дом, в котором жили во второй раз, жилой и сдаётся на лето.
Спускаясь к пляжам я поняла, что время кто-то быстро отмотал на двадцать с лишним лет назад. Люди, живущие на дачах, шли на дикие пляжи со своими зонтами, матрасами и запасами еды. И одеты они, как в конце 90-х - начале 00-х. А уж когда мы спустились вниз и у кого-то по соседству из маленького магнитофончика запел Трофим…
А на пляжах по-прежнему довольно безлюдно. Народ просто рассредотачивается.
И все те же граффити на бетонных укреплениях…
И смешные объявления, во сколько обойдётся нахождение на пляже в голом виде…
Можно купить кукурузу, креветки и пирожки. Мы весь отдых тосковали по самосам, но на западном берегу и в Балаклаве их не продавали. А тут - пожалуйста. Купили у семейной пары вкуснейшую самосу со сливами.
В какой-то момент я потеряла связь с реальностью, делая селфи, я решила, что со мной рядом не мой сын, а мой младший брат. И если ему сейчас - 12, то мне, получается, 20. Вот такой эффект даёт возвращение в то место, которое за 20 лет не изменилось.
Дошли до места, где заканчиваются пляжи, сделанные когда-то для пансионата. Где-то здесь, на пересечении Кацивели и Понизовки была дача Архипа Куинджи. Дача была разборной, устанавливалась на летний период. Именно здесь Куинджи перестаёт подражать Айвазовскому и находит свой стиль…
Все пляжное оборудование, что успели сделать ещё при СССР, увы, пришло в негодность. В 90-е мы пользовались кабинками для переодевания, которые успели установить для недостроенного пансионата. Сейчас кабинок нет, перила разбивают зимние волны, а новые никто не устанавливает.
Но это - не самое печальное. Обсуждается вариант превращение Кацивели в игорную зону ((( Под это дело хотят приспособить, как раз, территорию заброшенного пансионата. Местные жители шокированы. В этом случае закроют остатки парка, да и никаких диких пляжей не будет. На всех жителей и отдыхающих оставят городской пляж длиной 50 метров до которого надо будет идти через весь посёлок…
Страшно даже подумать, что ждёт посёлок с таким интеллектуальным и культурным прошлым, если здесь откроют игорную зону. Мне теперь очень хочется снова поскорее туда вернуться, пока ещё можно ходить по небольшой части парка и купаться на пляжах моего детства…