Я сейчас много думаю о том, каким мой ребенок будет, когда вырастет. И когда он, вообще говоря, вырастет...
В большинстве случаев дети с РАС социально взрослеют медленнее сверстников, а их организм, к сожалению, изнашивается быстрее: это сказала не я - это сказали ученые, которые давно обнаружили связь аутизма и множество других заболеваний, в том числе - аутоимунных. Но до конца неясно, насколько все-таки может повзрослеть человек с РАС.
Я уже научилась выделять "своих" детей с высокофункциональным РАС в толпе и тихой сапой подглядываю за ними.
Женя, наш сосед с верхнего этажа. Помню его 3 года назад полностью невменяемым, с расфокусированным взглядом, под ручку с бабушкой, тогда семья не скрывала, что растит особенного ребенка: соседи жаловались, что негде получить ему зубы, стоматологи в нашем городе требуют, чтобы ребенок открывал рот добровольно, а Жень боится. Сейчас ему 10, пошел во второй класс обычной школы, сам без маменьки ходит в школу и в музыкалку, сам гуляет во двое. Наивен, простоват, гипертрофиорованно вежлив, если спросить его, как зовут, то представится он так:
- Я Евгений Павлович.
После уроков Женя идет гулять во двор, у парня есть мелкие конфликты с местной шпаной, впрочем, шпана у нас не особо агрессивная, тем более, что они почему то решили, что у Жени сидром Дауна и смирились с его странностями:) Наверное, это из-за комплекции: Женя полноват и на голову выше сверстников.
С Вячеславом мы познакомились на отдыхе. Славе 14, на вид он взрослый юноша, но в душе ребенок. По крайней мере, ни один подросток не стал бы гулять по улице с деревянным игрушечным автоматом. Тоже очень вежливый и немного одинокий: для сверстников он слишком юн, а для компании детей слишком рослый. На отдыхе ему было скучно: выручали младший брат, вай-фай и ютьюб.
Сергей - подчиненный мужа с невыносимым характером, субординация не просто ноль, а сугубо отрицательная величина. Еще на предыдущей работе у них с мужем был какой-то конфликт, и этот Сергей подкинул мужу в стол... дохлую мышку. Любое замечание, сделанное Сергею, сразу воспринимается как оскорбление, ведущее к драке.
- Он как жук в янтаре: его тащила мать, кое-как протащила через школу. Но в 30 лет он как 16-летний, - говорит муж о своем сотруднике.
Почему Сергей до сих пор при работе? Он - компьютерный гений. Этот мужчина мог бы найти (и находил) работу получше, но не смог там задержаться из-за своих чрезвычайно "изысканных" манер.
Кроме того, мой муж и его коллега по работе, которая привела Сергея в научный институт и забрала с собой на новую работу, воспитывают сложных детей. Фактически, Сережу нянчат из жалости и педагогического любопытства: выплывет или потонет.
Что я поняла из своих наблюдений?
1. Аутичные черты у большинства людей сохраняются на всю жизнь.
2. Нет такого "порога отставания", который ребенок перешагивает: с годами отставание в социальном развитии не уменьшается, а, скорее увеличивается и нарастает.
Как сказала про такого подростка его мама:
- У одноклассников там уже любовь и пары, а он все "Фиксиков" смотрит.
Просто дети с ОВЗ в своем развитии со временем таки достигают возраста социальной зрелости. 18-летний юноша-максималист и 30-летний зрелый мужчина могут отличаться в поведении, но оба они вполне самостоятельны, дееспособны и равны перед законом, имеют право работать и создавать семью.
3. Зрелость детей-аутистов наступает не в 18, и даже не в 20, а где-то в 30 лет. Возраст минимальной социальной адекватности для аутистов 10-12 лет, именно тогда они приобретают способность находиться в обществе, не фраппируя его каждую секунду. У аутичных девочек с момента полового созревания социальный прогресс идет быстрее, т.к. женские гормоны стимулируют дружелюбное поведение, а мужские - агрессивное.
С чем придется смириться родителям? С тем, что после официального совершеннолетия им придется донянчивать детей, а интересы и круг общения их детей могут быть младше их паспортного возраста.
Но это мои наблюдения, а вы как думаете?