Хочу познакомить читателей с любопытным фрагментом из 7 главы оккультного сочинения Дион Форчун "Психическая самозащита", которая называется "Патологические контакты с нечеловеческими сущностями" и явно касается нарциссов. Лично мне было интересно взглянуть на нарциссизм с позиции эзотерического знания. Причем надо учитывать, что это написано в довоенные годы, когда сама проблема психопатии, нарциссизма и связанного с этим психологического насилия была слабо изучена и ей не придавали особого значения, считая сексуальность основным источником психологических травм.
Итак, цитирую показавшиеся мне важными отрывки из Дион Форчун и дополняю их своими комментариями.
Многие из нас встречали людей, которых можно справедливо охарактеризовать как нелюдей, лишенных души, — в том смысле, что обычные человеческие мотивы не действуют в их случае и обычные человеческие чувства им не свойственны. Мы не можем не любить их, так как они обладают большим обаянием, и вместе с тем мы не можем не бояться их, поскольку они распространяют вокруг себя безграничные страдания. Хотя они редко творят умышленное зло, они странным образом причиняют вред тем, с кем приходят в контакт.
Здесь важно то, что автор отметила вред от этих существ только при непосредственном близком контакте. Она подчеркивает то, что они "редко творят умышленное зло" и далее: "у них развивается зловредность, хотя это очень редко бывает намеренным причинением вреда". Это похоже на нарцисса, который не творит зла ради зла. Он творит как зло, так и добро тогда, когда это нужно для подкрепления грандиозности его Я.
Благодарность, сострадание, вера в добро, моральность и благородство абсолютно чужды их натуре, т. е. столь же недоступны их пониманию, как дифференциальное исчисление. Однако они не аморальны, а просто не моральны. С другой стороны, они обладают такими достоинствами, как абсолютная искренность и большое мужество.
Весьма сомнительное наблюдение насчет мужества, хотя откровенность и искренность в некоторых ситуациях им не чужда. Возможно, это ошибка перевода, и речь идет не о мужестве, а об отсутствии инстинкта самосохранения. Такое бывает при асоциальном расстройстве личности. И вряд ли интеллект нарцисса испугается дифференциального исчисления.
... у них все же есть своеобразная этика, которой они верны: согласно этой этике, прекрасно все то, что хорошо для них, — и это все, что они знают и, поскольку это касается их жизни, — все, что им нужно знать. В обществе они вызывают сильные симпатии или антипатии; они выказывают поверхностную привязанность к тем, кто их любит, но быстро забывают их. Благодарность и жалость чужды их натуре. К тем, кого они ненавидят (насколько они способны ненавидеть), они проявляют мелочную злобность; в любых жизненных отношениях они крайне безответственны. Нельзя описать их лучше, чем сказать, что они похожи на помесь персидского котенка и избалованной обезьянки. Они обладают грацией, холодностью и очарованием кошки и забавной зловредностью обезьянки. Многие люди ненавидят их с первого взгляда; другие очаровываются ими, так как с ними сопряжено ощущение неземной красоты и прилив жизненных сил.
Очень характерно, что автор подчеркивает всегда неравнодушный отклик, который активируют эти особи у людей. Нейтральной реакции они не вызывают.
Этих нелюдей их знакомые или обожают или ненавидят. Они обладают особой привлекательностью для определенного типа темпераментов — типа, который психологи называют неустойчивым.
Странный вывод насчет неустойчивого типа темперамента, хотелось бы думать, что автор здесь имеет в виду эмпатов.
Способность нелюдей причинять вред своим врагам сравнительно невелика, так как они, воплощаясь в человеческую форму, становятся чужаками в незнакомой стране, и беззащитны против обычных среди людей способов наносить вред. На самом деле они особенно беззащитны и беспомощны и сами остро страдают, находясь в обществе людей.
Скорее всего, здесь речь идет о так называемом нарциссическом стыде - вернее о страхе нарцисса перед этим убийственным для него чувством и стремлении во что бы то ни стало его избежать.
Однако не так обстоит дело в их отношениях с друзьями. Кажется, что они могут безгранично наносить вред тем, кто их любит. Они действуют не умышленно и не со злым намерением, а подобны детям, которые от нечего делать обрывают крылья мухе, не осознавая, что они делают. Повинуясь законам своей натуры, они вредят существам человеческой эволюции. Но каким же другим законам они еще могут повиноваться? Для них подчинение нашим стандартам есть отрицание их глубочайших инстинктов.
Еще раз автор подчеркивает неумышленность их насилия, оправдывая это их природой, чуждой человеческой. Еще интересный вывод о том, что наибольшему риску подвергаются именно то, кто их любит. Но почему же и любят?
Действие, которое они оказывают на тех, кто их любит, составляет такой заметный синдром среди психических патологий, что мы должны рассмотреть его детально. Человек, который вступает в связь с нечеловеком, глубоко возбуждается элементальными силами, которые находят доступ к нашей сфере через канал этой заблудшей и чуждой души. Он, так сказать, извлекается из нормальной человеческой среды и начинает блуждать на границах волшебного царства, и не может найти твердой почвы под ногами и поддержки для своей души. История о красивом молодом рыбаке и русалке хорошо иллюстрирует эту ситуацию. Она влюбляется в него, увлекает его к себе, и он тонет, так как не может жить в элементе (Стихии) Воды.
Интересное объяснение того, как увлекает нарцисс. Он дает человеку в отношениях что-то из одной стихии, но дает это предельно мощно. Остальные сферы, напротив, вампирит. И этот вампиризм скрыт под эйфорией от переполнения у человека этой ранее дефицитной области.
Объяснение любопытной способности этих нелюдей вызывать восхищение и причинять вред, возможно, заключается в том, что они принадлежат только одному элементу (Стихии), в то время как в человеке сочетаются все четыре. Любой элементальный контакт стимулирует нас, так как элементальные существа в обилии изливают жизненную силу своей особой сферы, и это оживляет соответствующий элемент в нас самих. Однако, если четырехэлементное существо увлекается в сферу одного элемента, оно отравляется чрезмерной дозой этого элемента и ощущает недостаток трех остальных. Именно по этой причине говорится, что смертные в волшебном мире всегда околдовываются или засыпают. Они никогда не живут там нормально, в полную силу своих возможностей.
Все именно так. Смертный, живой человек, попав в область влияния нелюдя, не может полноценно существовать рядом с ним долгое время.
Следует четко осознать, что любое бракосочетание человека с нечеловеком является безнадежной затеей. Во-первых, оно явится лишь прелюдией к разводу, так как нелюди неразборчивы по своим половым привычкам; во-вторых, в природе нечеловека нет ничего, что может удовлетворить высшие запросы человека. Мы не должны позволять, чтобы человеческая форма вводила нас в заблуждение, будто за ней существует человеческая душа. Нечеловек — это избалованное животное, а не родственное создание. Это, откровенно говоря, единственная возможная почва, на которой с ним можно сойтись. Если мы ожидаем от них не больше, чем от забавной птички, если мы обращаемся с ними так, как положено обращаться с котенком, мы максимально близко подойдем к разрешению проблемы, пока Черный Ангел милостиво не заберет их обратно в их царство, — а эта милость редко запаздывает, так как нелюди до старости обычно не доживают.
Возможно, сейчас выживательные способности нарциссов значительно увеличились, но тем не менее, с приходом старости у них остается все меньше и меньше возможностей получать привычный для них ресурс из социума.
Обращаться "как положено обращаться с котенком" - это значит не принимать всерьез это существо. Знать его суть и понимать, что нарциссы и психопаты не меняются и не могут быть спасены самоотверженной человеческой любовью, ибо их суть - нечеловеческая.