(Неемия 1)
Первая глава книги Неемии знакомит нас с историческим контекстом событий глав 1—7. Когда Неемия находился в Сузах, служа персидскому царю, ему сообщили тревожные вести о том, что стена Иерусалима была разрушена, а город и его люди оказались беззащитными перед врагами. Он скорбел и молился и, как показывают следующие главы, преисполнился решимостью изменить ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ (1:1)
«Слова Неемии, сына Ахалии».
Неемия начинает свою книгу с того, что называет себя.
Стих 1. Были ли книги Ездры и Неемии объединены в древности в одну или нет, фраза «Слова Неемии» служит заголовком отдельного произведения (см. Иер. 1:1; Ам. 1:1). Эта фраза могла относиться как к рассказу Неемии от первого лица (особенно 1:1—7:5), так и ко всей книге. Имя «Неемия», которое часто встречается в еврейской Библии, передаёт идею утешения от Бога.
Неемия называет себя сыном Ахалии. Имя «Ахалия» означает «ожидать Яхве» и в Ветхом Завете встречается только здесь и в 10:1, 2. О Неемии не сказано, что он был потомком Давида или левитом. Вероятно, он не принадлежал к царскому роду, как Зоровавель, а также не был священником или книжником, как Ездра.
ПЛОХИЕ ВЕСТИ ИЗ ИУДЕИ (1:1–3)
«В месяце кислев, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. И пришёл Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: “Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём”».
Катализатором дальнейших событий в этой части книги, стало прибытие в Сузы нескольких евреев, которые принесли тревожные известия из Иудеи.
Стих 1. Рассказ Неемии начинается с сообщения о том, когда и где произошла первая встреча. Это было в двадцатом году царствования предположительно Артаксеркса I, около 445 г. до н.э. В месяце кислев — по нашему календарю: ноябре/декабре. Они встретились в Сузах, престольном городе. Еврейское слово бирах («престольный») можно перевести почти буквально как «дворец», «крепость» или «цитадель». Дарий I сделал Сузы, бывшую столицу Елама, главной царской резиденцией и административным центром Персидской империи, оставив за Екбатаной статус летней резиденции.
Стихи 2, 3. «И пришёл Ханани, один из братьев [Неемии], он и несколько человек из Иудеи» в Сузы. Ханани был, вероятно, одним из кровных братьев Неемии, а не просто соплеменником. О нём также сказано как о «человеке верном и богобоязненном» (7:2). Поскольку Ханани был надёжным и ответственным человеком, позднее Неемия «вверил Иерусалим [его] заботам» (7:2, Международное Библейское Общество). Возможно, Ханани и пришедшие с ним евреи были официальной делегацией, которые прибыли в Сузы доложить о ситуации в Иудее.
Неемия расспросил их о жизни переселенцев в Иудее. Они сообщили ему, что оставшиеся, которые вернулись из плена, находятся там в великом бедствии и в уничижении. При этом причины их «великого бедствия» и «уничижения» не уточняются. Возможно, нищенское положение иудеев в стране своей было вызвано их грехами (см. Агг. 1:5, 6; Мал. 3:6–12), а также высокими налогами со стороны персидских властей.
Пришедшие евреи также сообщили, что и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём. Этот отрывок не даёт информации, когда была разрушена стена и почему были сожжены ворота. Шла ли речь о ситуации, имевшей место со времени разрушения Иерусалима Навуходоносором около 140 лет назад? Или о более недавних событиях? Здесь нам приходит на ум история, рассказанная в Езд. 4:7–23, где приводится письмо-донос врагов Иудеи царю Артаксерксу. Враги всячески препятствовали работе иудеев по восстановлению стены вокруг Иерусалима. В результате их доноса Артаксеркс запретил строительство, и люди той земли «силой заставили их [иудеев] прекратить работу» (Езд. 4:23, Международное Библейское Общество). Возможно, они разрушили частично восстановленную стену и сожгли некоторые ворота, которые успели построить иудеи. Как бы то ни было, отсутствие стены делало иудеев беззащитными перед врагами. В дальнейшем мы узнаем из книги, что у них было множество врагов, которых они опасались.
РЕАКЦИЯ НЕЕМИИ И ЕГО МОЛИТВА (1:4–11)
«Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом Небесным, и говорил: “Господи, Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которой я теперь день и ночь молюсь пред Тобой о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобой, согрешили и я, и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей, и уставов, и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: 'Если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то, хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё'. Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твоё внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека этого”».
Стих 4. Услышав о бедственной ситуации в Иерусалиме, Неемия стал скорбеть, словно об умершем. Он плакал и печалился, постился и молился. Его печаль можно сравнить с реакцией Ездры, когда тот узнал, что иудеи согрешили, беря за себя дочерей иноплеменников (Езд. 9:1–3; 10:1).
Плач и печаль Неемии продолжались не час и не два, а несколько дней. Судя по всему, он пребывал в печали и молитве около четырёх месяцев. Когда Неемия услышал вести об Иерусалиме, был кислев, девятый месяц, а перед царём он предстал в первом месяце, нисане (2:1), приблизительно спустя четыре месяца.
Неемия не выносил своё горе на всеобщее обозрение; он изливал его пред Богом Небесным — единым истинным Богом. Мы можем не сомневаться в подлинности обеспокоенности Неемии о судьбе Божьего народа.
Стих 5. В молитве Неемии в 1:5–11 следует обратить внимание на несколько моментов. (1) Он начинает с обращения к Богу, признавая Его величие и благость (1:5). (2) Он умоляет Бога услышать молитву Его «раба» (1:6), а затем (3) исповедует грехи (1:6, 7). (4) Он просит Бога вспомнить Свои обещания (1:8–10) и (5) помочь ему обрести милость царя для успеха своего предприятия (1:11).
Как и полагается, эта молитва начинается с обращения к Богу. Неемия взывает к Господу [Яхве], Богу небес, великому Богу, который называет Себя Господом. Неемия говорит, что Бог — великий и страшный. Нет никого подобного Ему; только Он один является Творцом всего существующего. Бог не только великий, но ещё и благой. Он — хранящий завет и милость.
«Милость» — перевод еврейского слова хесед, означающего верность Бога завету, милость, которую Он проявляет к народу, с которым великодушно вошёл в отношения завета. Он сострадателен и милостив ко всем людям, но особенно к любящим Его и соблюдающим Его заповеди. Бог всегда обильно изливает Свою любовь на всё человечество, но особенным образом Он благословляет тех, кто исполняет Его волю.
Стих 6. Далее Неемия умоляет, чтобы Бог обратил к нему свой слух. Он молится: «Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать [эту] молитву». Такие слова как «уши» и «очи» по отношению к Богу — проявление антропоморфизма, то есть наделение Бога человеческими чертами. Бог есть дух (Ин. 4:24); Он не имеет глаз и ушей, но мы можем приблизиться к пониманию Бога, лишь используя человеческие понятия.
В своей мольбе Неемия опирался на то, что: он был рабом Господа, который взывал к Нему и молился непрестанно (день и ночь) о сынах Израилевых. Эти три истины давали Неемии надежду, что Бог услышит его молитву и ответит на неё благосклонно.
Стихи 6, 7. Уповая на Божью милость, Неемия исповедует грех. Он приступает к Божьему престолу без высокомерия, не требуя, чтобы Господь обратил на него внимание и немедленно дал ответ. Напротив, он обращается к Богу со смирением как человек, недостойный Божьих благословений и как представитель недостойного народа. Он признаёт, что «сыны Израилевы» — весь Божий народ — согрешили пред Богом. Он также признаёт, что согрешили и он, и его семья (дом его отца). Он ясно говорит, в чём были повинны иудеи: они не сохранили заповедей, и уставов, и определений, которые Бог дал Моисею, чтобы тот передал их народу. Как Ездра и пророк Малахия, Неемия признаёт, что иудеи были связаны обязательствами Закона, но пренебрегли ими.
В нарушении каких заповедей и уставов Неемия обвиняет израильский народ? Возможно, он имел в виду грехи, которые привели к разрушению страны и пленению народа. Но скорее всего он говорит о нынешнем «бедствии» иудеев (1:3) как о знаке Божьего гнева за их недавние грехи. Должно быть, Неемия хорошо знал, в каких именно грехах Израилю было необходимо исповедаться.
Стихи 8–10. В самом сердце молитвы Неемии — просьба к Богу вспомнить Свои обещания. Он хочет, чтобы Бог вспомнил, что Он обещал Моисею. Неемия напоминает Богу о Его словах, особенно из книги Второзакония. Господь предупреждал израильтян, что если они преступят Закон, то Он рассеет их по народам (1:8; см. Втор. 4:25–27). И далее Бог сказал: «Когда же обратитесь ко Мне, исповедав свои грехи, то… оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё» (1:9; см. Втор. 12:5). Бог поклялся, что соберёт Свой народ, как бы далеко они ни были. Неемия добавляет, что Бог фактически уже выполнил вторую часть обещания: Он искупил Своих рабов, Свой народ, «Своей великой силой и могучей рукой» (1:10, Международное Библейское Общество; см. Втор. 30:1–5). Как когда-то Он вывел их из египетского рабства, так и недавно освободил из многолетнего плена.
За этими словами слышится не озвученная просьба. Неемия словно хочет сказать: «Господи, до сего дня Ты был верен Своему слову. Ты вернул Свой народ в то место, которое Ты избрал. Мы согрешили, но раскаиваемся и возвращаемся к Тебе. Ныне мы в опасности. И если эту опасность не устранить, то избавление Твоего народа будет неполным, ибо мы не сможем жить в месте, которое Ты избрал, чтобы там обитало имя Твоё. Пожалуйста, Господи, не допусти, чтобы это произошло».
Стих 11. В завершение молитвы Неемия просит об успешной встрече с царём. Он снова взывает к Господу быть внимательным к его молитве (см. 1:6). Он просит не только о своей молитве, но и о молитве [других] рабов [Бога], любящих благоговеть пред [Его] именем. Очевидно, вместе с Неемией молились и другие иудеи, взывая к Богу о защите и помощи. Неемия просит Господа теперь благословить его предприятие (благопоспеши) и обрести милость у человека этого, то есть персидского царя. Возможно, называя царя «человек этот», Неемия подразумевал, что царь — это просто человек, в то время как Бог — это Бог небес (1:5). Поэтому будущее зависит не только и не столько от «человека этого», но от Господа. Хотя Неемия полагался на Бога, он разработал план действий и просил Господа благословить его и содействовать его осуществлению.
Ряд вопросов вызывает слово «теперь», принимая во внимание, что между разговором Неемии с Ханани и его встречей с царём в 2:1 прошло около четырёх месяцев. Была ли эта молитва произнесена лишь однажды, перед самой встречей Неемии с царём? Или она выражала суть всех молитв Неемии за этот период? Возможно, в этой молитве отразились чувства всех молитв Неемии за эти четыре месяца, но этими конкретными словами он молился лишь один раз, непосредственно перед встречей с царём.
ДОЛЖНОСТЬ НЕЕМИИ (1:11)
«Я был виночерпием у царя».
Стих 11. За молитвой следует продолжение рассказа Неемии, включая его разговор с царём (и последующие события), и объясняющее его доступ к персидскому монарху. Он был виночерпием у царя. Сегодняшний читатель может подумать, что «виночерпий» (машкех) — это один из домашних слуг. Однако должность виночерпия была довольно важной. В те дни покушения на царя были обычным делом. Чтобы не допустить отравление царя, виночерпий выбирал, наливал и при необходимости сам отпивал его вино. Поэтому виночерпий был надёжным спутником и имел постоянный доступ к монарху. Такой человек часто пользовался уважением за свою верную службу. Должно быть, прежде чем стать правителем Иудеи, Неемия занимал достаточно высокое положение. Возможно, он даже согласился занять менее престижную должность, чтобы помочь своему народу.
Некоторые комментаторы, следуя одной из греческих версий, трактуют слово «виночерпий» как «евнух» и делают вывод, что должность царского виночерпия подразумевала, что Неемия был евнухом, поскольку он находился в присутствии царицы и царского гарема. Если предположить, что он был евнухом, это может объяснить, почему Неемия так часто говорил: «Помяни меня» (5:19; 13:14, 22, 31). Поскольку у него не было детей, то он надеялся лишь на то, что его будут помнить по его делам и письменным трудам. Однако вероятнее всего, греческая версия, которой следуют эти комментаторы, отражает ошибку писца, и что Неемия был именно «виночерпием» (ойнохоос), а не «евнухом» (эуноухос). Предположение, что Неемия был евнухом, в высшей степени невероятно, поскольку кастрация не позволила бы ему стать руководителем в иудейском обществе (Втор. 23:1).
#библия #библия онлайн #толкование ветхого завета #христианство #религия