Найти в Дзене
Мы

Пока все дома или перевод статьи, посвященной быту автомобильных дизайнеров часть 2

в Car за июнь 1996, вышел материал, посвященный дизайнерам, немного приподнимающий завесу над их жизнью вне студий, ниже его перевод. От себя я дополнил текст несколькими фотографиями, иллюстрирующими некоторые упоминаемые в статье работы.
Запись придется опубликовать в 2 частях Среда обитания дизайнеров Фотографии: Ричард Фолкс Пройдитесь по улицам любого города. Мало кто был столь причастен к сложившимся у вас впечатлениям сколь были дизайнеры, создавшие облик автомобилей, курсирующих по этим улицам. В каком же окружении проводят свое время они? Каков интерьер, выбранный ими для своих домов и перекликается ли он как-то с их работами? Для того чтобы удовлетворить свое любопытство мы встретились с четырьмя европейскими дизайнерами у них дома. Питер Стивенс, независимый автомобильный дизайнер, проживает в Саффолке, Англия. Текст: Колин Гудвин Дом Стивенса изобилует свидетельствами его страсти к египтологии и рекам Саффолка. Когда позволяет погода, Питер Стивенс иногда добирается до мес

в Car за июнь 1996, вышел материал, посвященный дизайнерам, немного приподнимающий завесу над их жизнью вне студий, ниже его перевод. От себя я дополнил текст несколькими фотографиями, иллюстрирующими некоторые упоминаемые в статье работы.
Запись придется опубликовать в 2 частях

Среда обитания дизайнеров

Фотографии: Ричард Фолкс

Пройдитесь по улицам любого города. Мало кто был столь причастен к сложившимся у вас впечатлениям сколь были дизайнеры, создавшие облик автомобилей, курсирующих по этим улицам. В каком же окружении проводят свое время они? Каков интерьер, выбранный ими для своих домов и перекликается ли он как-то с их работами? Для того чтобы удовлетворить свое любопытство мы встретились с четырьмя европейскими дизайнерами у них дома.

Питер Стивенс, независимый автомобильный дизайнер, проживает в Саффолке, Англия.

Текст: Колин Гудвин

-2

Дом Стивенса изобилует свидетельствами его страсти к египтологии и рекам Саффолка.

Когда позволяет погода, Питер Стивенс иногда добирается до места работы на лодке. Его скромный коттедж блокированной застройки в Уолдрингфилде, небольшой деревушке, приютившейся у устья реки недалеко от Ипсвича, находится всего лишь в нескольких милях вниз по течению от его дизайн студии в Вудбридже. Стивенс ведет весьма ярко выраженный образ жизни, которому можно позавидовать. Ему нравятся лодки, особенно голландские баржи. Его собственная пришвартована недалеко от его дома и в паре шагов от паба, который, в свою очередь, расположен через дом от него.

Никто не попадает в резиденцию Стивенса через парадный вход, это не про него. Найти второй вход несложно потому что напротив него в переулке за домами припаркован Fiat 500 (500, не Cinquecento). Стивенс большой любитель 500-х. Рядом с маленьким белым Fiat-ом (заниженным и с поджатым двигателем) стоит открытая ветхая пристройка, под которой, накрытый брезентом, хранится некий автомобиль. Спереди виднеется лишь колесо от Citroen-а 2CV, а сзади, мгновенно узнаваемая ступица Jaguar-a. Это хот-род Стивенса, построенный на основе Ford B 32-го года выпуска, сейчас пока находящийся в зимней спячке. Это не отполированный и разукрашенный предмет искусства — он весь покрыт пылью и маслом. Уже скоро его Флэтхед V8 пробудится для совершения летних прогулок.

В сарае вы увидите кучи барахла, которые всегда возникают в сараях: старые брызговики, множество аэрозольных баллончиков, компоненты для приготовления смолы и множество различных деталей-железяк. В конце участка стоит один из собственных дизайнов Стивенса, экземпляр второго поколения Lotus Esprit-а. Но мы не сможем погонять потому что пульт радиоуправления от него куда-то ушел и не вернулся. Также у Стивенса есть радиоуправляемая модель Jaguar XJR-15 в напоминание о выполненной работе, которой он гордится больше всего.

-3

Jaguar XJR-15 1990-92 годов.

Загляните в гостиную Стивенсов и вы никак не сумеете предположить чем зарабатывает папа Стивенс на жизнь. Здесь вы не увидите претенциозные плакаты, рекламирующие арт шоу, не найдете "мебель из будущего", которая вызовет приступ геморроя если просидеть на ней дольше выпуска девятичасовых новостей. Тут стоит старый диван, накрытый одеялами, которые прикрывают затертости, и деревянная собака, на которую можно закинуть уставшие ноги. Полки служат пристанищем для модельных кораблей и безделушек, включая сувениры, привезенные из поездок в Египет, которые регулярно предпринимают Стивенс и его супруга Мелани. “Если бы я не был дизайнером автомобилей, ” говорит Стивенс, “Я был бы археологом. Впервые я попал в Египет в 1965 и раскатывал там на Ford Jeep.” Я рассматриваю старую черно-белую фотографию молодого Стивенса с бородкой и Jeep-ом, подтверждающую сей факт.

В этот самый момент я осознаю что не смогу провести параллель между средой обитания Стивенса и ее содержимым, и его дизайнами. Его любовь к старым вещам не распространяется на кульман. Вряд ли к Lotus Elise сколько-нибудь применимо слово “ретро”. Также в его дизайне отсутствуют пирамидальные формы.

-4

Слева вверху, Стивенс передвигается не только на автомобилях. Вот и его лодка. Слева посередине, детали гоночных автомобилей. Справа вверху, Стивенс заядлый фанат Fiat-а 500. Хот-род Ford 1932 года регулярно используется в летнее время. Справа посередине, кухня дизайна Стивенса, основанного на исходнике Шейкеров. Справа внизу, модельки хот-родов припарковались перед заархивированными документами.

Стивенс любит собирать старые вещи, но не только лишь в силу их древности. “Посмотрите на эти деревянные зажимы. Они приятны глазу и работают так же исправно, как и 100 лет назад. Я по-прежнему могу ими пользоваться. В то же время я не понимаю как люди могут восхищаться автомобилями вроде Standard Vanguard. Они были хреновыми в свое время; сейчас же они просто хреновое старье.” На полу стоит пара колонок Bang & Olufsen, претендующих на некий дизайн, но одна из них когда-то оказалась слишком близко к камину и слегка обгорела. Конечно же, от этого она стала только лучше.

Напротив коллекции моделей лодок и египетских артефактов находятся полки полные книг и различных ценностей. Большинство профессиональных книг Стивенса хранится в студии; здесь же в основном посвященные путешествиям и, да, Египту. Несколько масштабных моделей хот-родов припарковались перед скоросшивателями с пометками “F1 GTR”, “Vector” и названиями других проектов. На верхней полке расположился двигатель от мопеда, заключенный в часть велосипедной рамы. Это скульптура, поясняет ее создатель.

Кухню Стивенс спланировал сам. Шкафы очень простые, тут вдохновением явно послужили кухни американских Шейкеров. Шейкеры это сообщество похожее на Амишей, это люди, которые отказались от атрибутов современного общества вроде Корвета с большим блоком и Sega Rally. Но они в курсе текущих цен на кухни и поэтому Стивенс спланировал свою сам и поручил воплотить ее в дереве местному столяру. “Я не избегаю влияния других дизайнов и никакой дизайнер не должен, ” рассуждает Стивенс. “Почему бы не использовать уже существующую идею, если она работает?” В потолке два зияющих отверстия, где изначально неправильно были установлены светильники. Стивенс пока не собрался с тем, чтобы заделать их. Вот это я понимаю, тут у нас точно с ним консенсус.

-5

Lotus Esprit Turbo 1987-го года.

Мы возвращаемся в гостиную и Гудвин направляется прямо к книжному шкафу в углу. В нем лежат различные детали двигателей и гоночных автомобилей, среди них сувениры из дней Стивенса, проведенных в Lamborghini: шатун, поршень и клапаны, все от 3,5-литрового двигателя Формулы 1. Возьмите шатун в руку и он буквально парит в воздухе сам по себе. Он из титана. Рядом с деталями Lamborghini лежит голубого цвета колесная гайка от Jaguar-а, победившего в Ле-Мане. А вот и центральная гайка от колеса Индикара Lola 60-х годов.

-6

McLaren F1 1992-98 годов. Стивенс отвечал за внешний и внутренний облики автомобиля.

Питер Стивенс любит автомобильные гонки. “Мне нравится дух соревнования, даже в дизайне. Я занимался работой для компании ERF, проектируя набор аэродинамических элементов для кабин их грузовиков. Цель состояла в понижении аэродинамического коэффициента и, соответственно, потребления топлива. Транспортная компания BOC затем подсчитала что они экономили на дизтопливе по миллиону фунтов в год после установки этого нового набора.” В текущее время Стивенс участвует в гоночном проекте Дэвида Прайса, использующего McLaren F1 GTR для участия в серии BPR Global GT. Он весьма доволен тем, что благодаря его доработкам, автомобиль Прайса 1995 года одержал верх над заводской версией 1996 года. В июне он будет в Ле-Мане чтобы понаблюдать воочию за выступлением команды. Может быть он даже поедет туда на хот-роде.

Вот такой Питер Стивенс. Настоящий автомобильный энтузиаст вроде нас.

Джерри МакГоверн, дизайнер продукции Rover, проживает в Ковентри, Англия.

Текст: Джон Симистер.

-7

Большинство из нас не сумели бы так. Однако, уж кто-кто, а автомобильный дизайнер, имеет право немного побаловать себя в автомобильном смысле слова. Поэтому Джерри МакГоверн, обладатель пышной шевелюры и дизайнер MGF, Rover 200 Coupe и другой продукции Rover-а, делает шаг назад от новехоньких шкафов из стекла и красного дерева, стоящих по сторонам камина в столовой комнате его загородного дома и содержащих масштабные модели автомобилей, и любуется ими.

Они доминируют. А для того, чтобы не оставалось сомнений по поводу силы, движущей МакГоверном, на подоконнике стоят две модели MGF и на дымоходе висит принт первого рендера MGF. А что в шкафах? Вопреки увиденному, МакГоверн заявляет, что не занимается коллекционированием моделей. “Они служат для меня отправными точками и вдохновением. Я предпочитаю экземпляры из литья в масштабе 1:18 потому что мне нравится их прочность. Иначе это вышло бы из под контроля.”

-8

MG F, выпускался различными компаниями с 1995 по 2011 годы.

Пара полок занята “американцами” середины 50-х, итальянская экзотика занимает другую, американские масл кары третью, гоночные лемановские автомобили 60-х четвертую, и так далее. У МакГоверна есть любимые модели, но к ним мы вернемся позже.

Начнем с дома, в котором живет Джерри МакГоверн. Знание того, что он расположен не на склоне некой пьемонтской горы, а в пригороде Ковентри, в нескольких минутах езды от дизайн центра Rover-а в Кэнли, приводит к пониманию того что на этих улицах вряд ли проходит эстетический праздник утонченного образа жизни. Вместо возвышенного архитектурного искусства здесь вы можете полюбоваться задернутыми тюлевыми занавесками и каменной облицовкой фасада.

Правда, на подъезде к Эрлсдону, вдоль Кенилуорт Роуд, антураж меняется в лучшую сторону, и прямая, как стрела, дорога больше напоминает замковую аллею нежели шоссе. И уж точно ничего не имеет общего с послевоенным постиндустриальным бардаком, представляющим из себя шоссе A45, которое она пересекает. МакГоверн проживает в доме со смежной стеной 30-х годов постройки, снаружи отделанным галькой. В нем три спальни и он сохраняет множество архитектурных элементов, присущих эпохе постройки. Ребята из uPVC (услуги по установке пластиковых окон — прим. пер.) уже успели посетить соседей, у Джерри же окна по-прежнему с настоящими свинцовыми перемычками. К дому пристроен гараж, в котором хранится горный велосипед вместо Ford-а Thunderbird 1956 года, который там находился бы в идеальном мире Джерри. Перед гаражом на площадке стоит зеленый MGF. Окна без тюля.

Дверной звонок также отсутствует, вместо него дверной молоток, являющийся частью почтового ящика. С его помощью мы вызываем на порог МакГоверна, облаченного в черную рубашку и серые брюки. Он приглашает нас проследовать в прихожую с полом из белой и терракотовой плитки, и стенами, оклеенными кремово-золотистыми обоями со спокойным узором. Здесь же находится старый темный стол с откидной крышкой, на нем стоит лампа в стиле ар-деко и Chevrolet Corvette в масштабе 1:12. На полке рядом покоится еще один такой же гигант марки Solido: “Они стоят лишь £60, но при этом шедевральны, ” заявляет МакГоверн.

Мы заходим в заполненную автомоделями столовую с черным столом с хромированными ножками и стульями под стать. Как ему удается проворачивать все это с моделями, учитывая что в доме есть и жилица, которая вовсе необязательно разделяет его предпочтения в плане декора? “Я как-то сожительствовал с девушкой, которая сказала, “Если в доме появятся новые машинки, я ухожу.” Ее сейчас нет. Чай или кофе?”

Чай прибывает в сопровождении тарелки песочного и имбирного печенья. Сколько уже лет здесь живет МакГоверн? Восемь, то есть, это подразумевает что его первый проект, представленный широкой публике (выставочный MG EX-E 1985 года) к моменту переезда уже был давно позади, при этом первые штрихи MGF пока лишь являлись чернилами в фломастере.

-9

MG EX-E 1985-го года.

Мы переходим к беседе о карьере Джерарда МакГоверна на сегодняшний день. Он начинал обучение в политехе Ланчестера, затем, получив стипендию от Chrysler-а, перешел в Королевский колледж искусств. Потом он трудился на Chrysler-е в Великобритании и США. Среди его британских коллег были Питер Хорбери, в нынешнее время главный дизайнер Volvo, и Фергюс Поллoк, создатель дизайна Jaguar-а XK8, все они работали под началом Роя Экса, впоследствии основавшего в Rover-е отдел дизайна Кэнли. Именно время, проведенное в США, оказало значительное влияние на формирование видения стиля МакГоверном, по меньшей мере в том, что касается автомобилей. Он берет в руки модель Cadillac-а Eldorado 1959 года — “стремительные хвосты, совершенный максимализм” — и восхваляет Билла Митчелла, тогдашнего главу дизайна GM. “Американцы создавали рендеры и модели из пластилина, в то время как мы, европейцы, все еще работали с масштабными чертежами и деревянными формами. Работая на Chrysler-е я получил дополнительные навыки в области создания рендеров и рисования — пастелью, маркерами. Рой Экс взял меня в Rover и там я поделился приобретенными умениями с коллегами.”

-10

MG EX-E 1985-го года.

Какой бы привлекательной не была комната с автомобильной точки зрения, в ней находятся и другие предметы, достойные внимания. Вот посреди стола стоит гладкая вытянутая фигурка черной кошки, на подоконнике красуется статуэтка египетского бога Гора (человека с головой сокола). На противоположной стороне висят четыре японских принта, взятых из серии видов горы Фудзи. Здесь, мы знакомимся с эстетически альтернативной личностью МакГоверна.

“Я побывал в Нижнем Египте семь лет назад, затем поднявшись по Нилу до Луксора и меня потрясла мысль о всей этой окружавшей меня культуре, которой тысячи лет. На лодке были репродукции картин, изображавших древние египетские памятники, написанных в 1800-ые художником по имени Дэвид Робертс. Я нашел книгу, посвященную им в магазине в Луксоре и попытался объяснить его владельцу что хотел бы приобрести нечто подобное. Он провел меня через помещение магазина, мы вышли на улицу, прошли пару домов и зашли в какую-то комнату. Там он открыл коробку, сдул пыль и достал те самые принты.”

И вот мы сидим в гостиной, и эти репродукции перед нами, они большие и с изысканными деталями изображают храм Абу-Симбела, Долину Царей и другие древние места. Эта комната свободна от автомобильной тематики, за исключением нескольких книг и модели Bugatti Тип 35: “Я ее немного детализировал, чтобы придать состаренный вид.” Кожаные диваны кремового цвета сливаются с более бледными, успокаивающими глаз тонами и над очевидно новым камином — “Это в стиле Адама, мне показалось, что он неплохо подошел” — помещена бронзовая лошадка в галопе. “Она передает скорость, живость. Она просто мне нравится, как, например, нравится основательность этого бульдога.” Упомянутый металлический пес надежно расположился у камина.

Весь дом аккуратен и интерьер продуман до мелочей, именно так МакГоверну нравится когда обстоят дела. Чья была идея по цветовой гамме и фактурам? “У меня четкие представления по поводу цвета, но я интересуюсь мнением других людей.” Кремовый и бежевый цвета были предложены подругой, дизайнером интерьеров Сью Эванс, которая замужем за дизайнером Land Rover-а Дэвидом Эвансом.

“Некоторые посетители ожидают увидеть мой дом куда более экстравагантным, но мне же здесь жить. А очень радикальные решения имеют тенденцию к быстрому устареванию. У моей девушки другие предпочтения; она считает что необязательно все должно быть продумано.”

-11

Traction Avant занимает на комоде центральное место (слева вверху), но сердце МакГоверна отдано Америке 50-х (слева внизу). Вверху и справа, в гостиной висят репродукции, привезенные из Египта. Внизу посередине, американская панель приборов из книги Искусство американского автомобиля.

“Мне нравится совмещать современное с традиционным. Мы собирались применить в MGF кое-какие ретро штуки, но, в конце концов, избавились от них, они выглядели слишком легкомысленно. Может быть, мы вернем их позднее в жизненном цикле модели.” Это должно порадовать Клуб владельцев MG, который наградил МакГоверна табличкой “MG энтузиаст года 1995”. “Они вручили ее мне за продвижение марки, но я не повернут на MG.”

Что и подводит нас к вопросу насчет любимой модели МакГоверна. Факт наличия в шкафу двух экземпляров Cobra нам намекает. “В смысле дизайна это, скорее всего, Cobra. Но может быть и Ferrari P4. Или вот этот GT40: у него очень выверенная стойка, автомобиль выглядит так, словно его кузов просто опустили на агрегаты и дали ему самому устроиться наилучшим образом.”

“И у меня настоящая любовь к американскому дизайну 50-х. Пожалуй, это моя любимая полка.” Скоро у Джерри МакГоверна появится больше места для расположения дополнительных моделей, которые сейчас хранятся упакованными на чердаке. Он выставляет этот дом на продажу и переезжает в (настоящий) Георгианский таунхаус в Лемингтон Спа.